КОММУНИКАЦИОННАЯ КОМПАНИЯ

КОРИДОРЫ ИНТЕГРАЦИИ: ЧТО ЖДАТЬ ОТ ИНИЦИАТИВ ТОКАЕВА В ЕАЭС?

Пятница, 22 Январь 2021 05:00 Автор 
Оцените материал
(0 голосов)

➡️С 1 января 2021 года Республика Казахстан приняла председательство в органах Евразийского экономического союза. Президент Касым-Жомарт Токаев в этой связи опубликовал направления, над которыми предлагает партнерам по ЕАЭС сконцентрировать усилия в текущем году.
 Хочу отдельно остановиться на третьем пункте опубликованных тезисов - всестороннем и полноценном задействовании потенциала трансграничных транспортных артерий и логистических хабов. Эту сферу президент назвал решающей в расширении торгово-экономических связей и установлении доверия на всем евразийском континенте. Если коротко, то здесь он выделяет несколько задач:
1.Интеграция ЕАЭС с инициативой «Один пояс — один путь».
2.Сопряжение национальных товаропроводящих систем государств-членов, в том числе через создание евразийских оптово-логистических комплексов.
3.Использование потенциала «Хоргосского узла» на границе с Китаем, а также возможностей формирующегося Международного центра торгово-экономического сотрудничества «Центральная Азия» на границе Казахстана и Узбекистана. 

 Последняя задача особенно актуальна в свете присвоения 11 декабря прошлого года на Высшем Евразийском экономическом совете Узбекистану статуса страны-наблюдателя в ЕАЭС.
Аналог Хоргоса на границе с Узбекистаном будет создан в районе пунктов пропуска "Жибек жолы" и "Гишт Куприк". Планировалось, что строительство займет порядка 2-3 лет, несмотря на пандемию обе стороны заинтересованы в ускорении реализации проекта. Что будет включать в себя новый центр? Предполагается, что на территории будут размещены новый пункт пропуска, государственные контрольные органы, центры обслуживания населения, склады временного хранения, транспортно-логистический центр, объекты по переработке продукции.
 Все это будет способствовать взаимной торговле, в планах Министерства торговли РК удвоить в ближайшие годы товарооборот с Узбекистаном до 10 млрд долларов США. Еще больший потенциал проект будет иметь в случае решения Узбекистана присоединиться к Евразийскому интеграционному проекту в качестве постоянного члена.
 По сути это будет одним из примеров также обозначенной президентом задачи по формированию евразийских оптово-логистических комплексов и товаропроводящих систем. В рамках этой работы, как сообщалось ранее, уже приступили к созданию наднациональной товаропроводящей системы, которая к 2022 году будет состоять из 24 оптово-распределительных центров. Это даст возможность хранения, обработки и распределения порядка 5 млн тонн агропродукции.
 Что касается предложенного пункта по сопряжению ЕАЭС и китайского проекта Один пояс- один путь", то это направление нельзя назвать новым, оно прописано на уровне дорожных карт в программных документах Евразийского союза. Видимо, президент намерен его форсировать. Здесь точкой опоры служит, прежде всего, контейнерный транзит из Китая в Европу. Каждая страна союза нацелена на развитие этого взаимодействия.
 Примером отлаженного интеграционного контейнерного сервиса является проект ОТЛК ЕРА. Объем контейнерных перевозок по маршруту Китай – Европа – Китай на транзитных маршрутах «Объединенной транспортно-логистической компании – Евразийский железнодорожный альянс» (совместное предприятие железных дорог Беларуси, Казахстана и России) составил 546,9 тыс. ДФЭ, что на 64% превышает показатель 2019 года. В 2021 году есть все шансы сохранить эту положительную динамику.
 Для этого важно развивать еще одно направление, отмеченное президентом, - всеобъемлющая цифровизация должна стать движущей силой развития экономик стран ЕАЭС.
 Странам Союза предстоит определить первоочередные направления, элементы и сервисы экосистемы цифровых транспортных коридоров. Проект предполагается реализовать до 2025 года в три этапа. Согласно предварительной экспертной оценке, совокупные затраты на формирование ЭЦТК оцениваются в порядка 136 миллионов долларов.А эффект - уже в 2 миллиарда долларов. Трансграничный электронный документооборот станет каркасом для роста взаимной торговли.
 Озвученные инициативы выглядят перспективными и экономически выверенными. Но будут ли они реализованы на практике с учетом усилившегося на фоне пандемии протекционизма каждой страны? Последний пример - запрет на поставки томатов из двух областей Казахстана в Россию с 18 января 2021 года по явно надуманным основаниям. В итоге Казахстан намерен обратиться в Евразийскую экономическую комиссию по поводу создания искусственных барьеров со стороны России.
 То есть на деле мы не раз столкнемся с давлением при реализации всех намеченных планов. До сих пор декларируемая взаимная открытость внутренних рынков ЕАЭС не препятствовала возникновению барьеров для такой торговли сообразно политической и экономической конъюнктуре. Здесь иллюзий быть не должно, а только прагматизм и принципиальность в защите своих интересов.
 Но и открывающиеся возможности упускать тоже нельзя. На днях Минпромторг РФ опубликовал проект постановления правительства, упрощающий допуск продукции из стран ЕАЭС на российский рынок госзаказа - крупнейший в интеграционном объединении (общий объем госзакупок ЕАЭС— $152 млрд, из них РФ — $126,6 млрд). Цена вопроса стоит усилий по преодолению противодействий со стороны партнеров.
Казахстанский центр индустрии и экспорта "QazIndustry" Евразийская экономическая комиссия Посольство Казахстана в Узбекистане Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан

https://www.facebook.com/Issingarina

Прочитано 337 раз