Редакционно-издательский центр

Super User

Первого миллионного пассажира торжественно встретили на новом железнодорожном вокзальном комплексе «Нұрлы жол».

Им стал житель города Атырау, пенсионер Жусупбек Шурин, купивший счастливый билет домой на поезд сообщением «Астана-Нұрлы жол-Атырау».

Руководство вокзального комплекса встретило юбилейного пассажира и его семьюспоздравлениями и подарками - фирменным тортом с изображением вокзала, сертификатом миллионного пассажира и цветами.

«Не ожидал, конечно, такой встречи. Очень приятно и неожиданно. Мы с супругой Гулсарой и сами бывшие работники железной дороги.Сейчас находимся на заслуженным отдыхе. Я на протяжении  29 лет водил локомотивы. Всей семьёй едем к нашей дочери на свадьбу», – сказал Ж. Шурин.

Работники вокзала сопроводили почётных гостей до посадочной зоны и пожелали счастливого пути.

По словам начальника железнодорожного вокзального комплекса «Нұрлы жол» Динмухамеда Кусаинова, традиция встречи миллионных пассажиров на новом вокзале будет продолжена.

«Вокзал начал работу накануне открытия ЭКСПО. Первый миллионный пассажир - это большое событие для нас. Являясь самым большим вокзалом страны, на нас устремлены все взгляды, сегодня мы встречаем и провожаем всех гостей международной выставки, и это, конечно же, большая ответственность», – сказал Д. Кусаинов.

Отметим, что с момента своего открытия 1 июня т. г. вокзальный комплекс «Нұрлы жол» принял и отправил более 2,3 тысячипассажирских поездов.

Пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы»

logo 04

24-26 августа 2017 года в Казахстане на площадке Всемирной выставки Астана ЭКСПО-2017 пройдет Форум «Евразийская неделя», участники которого обсудят темы развития экспортного потенциала, свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и объединение информационных потоков на пространстве ЕАЭС, а также рассмотрят лучшие технологические и бизнес-практики.

Форум «Евразийская неделя» ежегодно проводится Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС) и Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) при поддержке глав правительств стран-участников. Мероприятие состоится в рамках Всемирной выставки Астана ЭКСПО-2017, соберет более 2000 участников из 25 стран и станет площадкой для совместной работы над стратегией развития ЕАЭС в условиях глобальных вызовов, повышения конкурентоспособности экономики Союза, формирования B2B-контактов и международных кооперационных проектов.

Деловая программа включает в себя три основных направления, каждому из которых посвящен отдельный день. Параллельно пройдут мероприятия на полях Форума: Биржа субконтрактов (NADLOC) и фестиваль профессий WorldSkills.

«Мы получили множество предложений по итогам «Евразийской недели» 2016 года, и проект деловой части Форума сформирован на их основе. Программа получилась насыщенная и интересная как для органов власти, так и для бизнеса», – сказала Вероника Никишина, глава Оргкомитета Форума «Евразийская неделя», член Коллегии (министр) по торговле ЕЭК.

Тема первого дня – «Конкурентоспособность в современных экономических условиях: точки роста». Она предполагает обсуждение вопросов трансформации и стратегического развития конкурентоспособности финансовой, транспортной и производственной моделей в условиях цифровой перезагрузки ЕАЭС. Ключевыми мероприятиями станут пленарное заседание «Конкурентоспособность в меняющемся мире: новые модели, технологии, формы управления» и конференция «Цифровая перезагрузка ЕАЭС. Новый взгляд на экономику».

Второй день посвящен теме 4-х свобод: свободного движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы и объединение информационных потоков на пространстве ЕАЭС. Ключевое мероприятие деловой программы — пленарное заседание «Внешнеэкономические приоритеты стран ЕАЭС: сопряжение с национальными интересами».

Третий день «Евразийской недели» отдан предпринимателям. Общая тема дискуссий «Экономика будущего: стратегические направления развития бизнеса» предполагает практические форматы мероприятий для бизнеса: мастер-класс «От идеи к успешному бизнес-проекту. Секреты успеха в цифровой экономике», конференция «Бизнес будущего: тренды, перспективы возможности».

Форум «Евразийская неделя» ежегодно проводится государствами Евразийского экономического союза (ЕАЭС) и Евразийской экономической комиссией (ЕЭК) при поддержке глав правительств стран-участниц. В этом году мероприятие посетят делегаты из стран ЕАЭС, ЕС, а также Азербайджана, Вьетнама, Грузии, Египта, Израиля, Индии, Ирана, Китая, Молдавии, Сербии, Сингапура, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Южной Кореи.

* * *

Справка

Форум «Евразийская неделя» – ежегодное мероприятие, проводимое странами ЕАЭС и ЕЭК. Инициатива проведения Форума утверждена в мае 2015 года решением пяти премьер-министров стран ЕАЭС. Форум включает в себя деловую и экспозиционную части, способствует установлению B2B- и B2G-контактов. Первый Форум «Евразийская неделя» состоялся в октябре 2016 года на площадке Московского международного форума и шоу инновационного развития «Открытые инновации». Было проведено 16 тематических мероприятий с участием деловых и экспертных кругов Союза и третьих стран (Вьетнам, Сингапур, Египет, Южная Корея, страны ЕС). На площадке Форума выступили более 400 спикеров. В выставочной части приняли участие 43 экспонента из стран Союза. Форум посетили более 2 000 человек.

Евразийская экономическая комиссия, постоянно действующий наднациональный регулирующий орган Евразийского экономического союза, начала работу 2 февраля 2012 года.  В ЕЭК входят представители Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России. Решения Комиссии обязательны для исполнения в странах Союза. Председатель Коллегии Евразийской экономической комиссии – Тигран Саркисян. Договор о создании Евразийского экономического союза подписан 29 мая 2014 года, вступил в силу 1 января 2015 года. В Союзе обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, проведение скоординированной, согласованной или единой политики в различных отраслях экономики. Цель Союза – обеспечение условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения жизненного уровня их населения, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик.

Высший Евразийский экономический совет – высший орган Союза, в состав которого входят Президенты государств-членов.

Евразийский межправительственный экономический совет – орган, в состав которого входят главы правительств государств-членов.

Совет Евразийской экономической комиссии – орган, в состав которого входят вице-премьеры государств-членов.

В соответствии с ежегодной ротацией в 2017 году в органах Союза председательствует Кыргызстан. Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев является Председателем Высшего Евразийского экономического совета.

Пресс-служба Форума «Евразийская неделя»

Николай Евдокимов, +7 (903) 660 43 14

Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Железная дорога Казахстан-Туркменистан-Иран придаст мощный импульс развитию Прикаспийского региона, включая расширение его транспортной, производственной и социальной инфраструктуры, говорится в пятницу в сообщении министерства железнодорожного транспорта Туркменистана.

Общая протяженность железной дороги, пролегающей от степей Казахстана через пустыню Каракумы до горной провинции Гулистан на севере Ирана, доведена до 900 километров. Проект был завершен в 2014 году.

"С экономической точки зрения вся дорога представляет собой кратчайший путь доставки грузов, в том числе транзитных, а в будущем – и для пассажирских перевозок", - отмечается в материале.

Проект подразумевает также перспективу подключения к транспортной инфраструктуре в южном и восточном направлениях, с выходом на такие мощные экономические центры, как Китай, Индия, Пакистан, страны Азиатско-Тихоокеанского региона.

Целью коридора Север-Юг является обеспечение транзитной связи стран Северной Европы и России со странами бассейна Персидского залива, Индийского океана и Юго-Восточной Азии через Иран. Являясь альтернативой морского маршрута через Суэцкий канал, международный транспортный коридор Север-Юг претендует, прежде всего, на контейнерный грузопоток.

Данный проект был реализован на основании подписанного Туркменистаном, Ираном и Казахстаном в 2007 году соглашения. По предварительным прогнозам, первоначально по этой магистрали будет транспортироваться до 3-5 миллионов тонн грузов в год, в перспективе объемы возрастут до 10-12 миллионов тонн.

Проект был осуществлен при финансовом содействии Азиатского банка развития и Исламского банка 

Источник: www.trend.az 

27 июля т.г. на совещании  под председательством руководителя  АО «НК «Қазақстан темір жолы»  Каната Алпысбаева  подведены  итоги деятельности  за первое полугодие и  обозначены приоритетные  задачи на второе полугодие 2017 года.

В первом полугодии текущего года объемы перевозок грузов увеличились на 13% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, составив более 128 млн. тонн. Основной прирост погрузки обеспечивался за счет таких грузов, как уголь, цветная руда, лом черных металлов, химикаты. Объем экспортных перевозок возрос на 12%,  импортных – на 23%.

Компания продолжает акцентировать особое внимание на реализации инициатив по повышению эффективности деятельности.

В целом, себестоимость, общие и административные расходы к плану первого полугодия снижены на 3,2 и 8,7 процентов соответственно.

Чистый доход  составил свыше 3 млрд. тенге и по отношению к плану финансовый результат значительно улучшен.

Одним из ключевых направлений деятельности Компании продолжает оставаться развитие транзитных перевозок.  

  За шесть месяцев этого года по сравнению с таким же периодом минувшего года обеспечен рост перевозок грузов в контейнерах  на 49%. Транзитом через территорию Казахстана в направлении Китай – Европа – Китай  перевезено грузов  в два раза больше по сравнению с первым полугодием минувшего года (с 36 тыс. ДФЭ до 73,1 тыс. ДФЭ).

Задача -  сохранить положительную динамику,  продолжить работу по повышению эффективности и качества сервиса на трансказахстанских маршрутах.  Для этого планируется увеличить парк контейнеров, принять меры по наращиванию  грузопотоков через порт Люньюньган и Сухой порт СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», формировать сеть ТЛЦ.

Дополнительный импульс росту грузовых перевозок даст также внедрение безбумажного оформления документов - автоматизированной системы управления «Договорная и коммерческая работа» (АСУ ДКР)  на всех железнодорожных станциях до конца текущего года,  совершенствование технологии доставок грузов, обеспечение качественных услуг каждому грузоотправителю, дальнейшее развитие инфраструктуры.   

В рамках программы «Нұрлы жол» реализуются проекты по развитию транспортно-логистической инфраструктуры. Выполняются работы по второму пусковому комплексу вторых путей на участке Алматы – Шу, паромного комплекса порта Курык, развитию железнодорожного узла Астана. Введен в эксплуатацию уникальный объект – вокзальный комплекс в Астане.

В первом полугодии произведен капитальный ремонт 73 км пути, средний ремонт 48 км, всего  модернизировано 320 км пути. Большое внимание уделяется оценке состояния пути с использованием  диагностических средств. Осуществляется переход к ремонту по фактическому состоянию пути. В целом, до конца года будет  модернизировано 659 км пути.

Также наметили утвердить   в текущем году Программу повышения эффективности инфраструктурного комплекса  АО «НК «ҚТЖ» до 2025 года.

На совещании также обсуждались актуальные вопросы обеспечения перевозок грузовыми вагонами, безопасности движения.

Заслушана информация о ходе структурных изменений в  АО «НК «ҚТЖ», формировании оператора инфраструктуры и проводимой работе по изменению соответствующей нормативно-технологической базы.

Подводя итоги совещания, руководитель Компании дал конкретные поручения по  выполнению установленных планов на второе полугодие 2017 года по перевозкам грузов, активизации работы по всем стратегическим объектам АО «НК «ҚТЖ», обеспечению безопасности движения и качества оказываемых транспортных услуг.

Пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы»

Международная выставка «Транспорт и логистика – TransUzbekistan 2017» пройдет с 15 по 17 ноября 2017 года в Ташкенте, в НВК «Узэкспоцентр». Организатором выставки выступает Международная выставочная компания ITE Uzbekistan, член UFI и ее партнер - группа компаний ITE (Великобритания).

Участие в выставке «Транспорт и логистика – TransUzbekistan» - это уникальная возможность повысить загрузку собственного парка грузового автотранспорта, контейнеров, вагонов, морских и воздушных судов, терминалов, складов и портовой инфраструктуры, а также увеличить продажи комплексных транспортно-логистических услуг.

TransUzbekistan лучшая возможность для зарубежных и отечественных компаний – государственных и частных грузоперевозчиков, экспедиторов, производителей железнодорожной техники, запасных частей, комплектующих, поставщиков услуг связи, контроля и проектирования на транспорте, желающих расширить или укрепить свой бизнес на рынке Центральной Азии и Узбекистана.

Экспозиция TransUzbekistan 2016 представила более 40 компаний из следующих стран: Республика Беларусь, Казахстан, Китай, Латвия, Литва, Польша, Россия, Турция, Узбекистан, Украина, Эстония.

Используйте возможности TransUzbekistan для расширения бизнеса на рынке Узбекистана и Центральной Азии.

За подробной информацией обращайтесь в офис организатора – Международной выставочной компании ITEUzbekistan:

Менеджер проекта Мария Кузьменкова

Телефон: + 998 71 205 18 18

Факс: + 998 71 237 22 72

E-mail: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.

Web: www.trans.uz   

10 июля т.г. руководитель АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Алпысбаев принял участие и выступил на международной конференции «Перспективы глобального транспортного сообщения. Евразийский потенциал».

В конференции, состоявшейся в рамках Национального дня Латвии, приняли участие Первый заместитель Премьер-Министра РК А.Мамин, президент Латвии Р. Вейонис, министр сообщений У.Аугулис, президент Латвийских железных дорог Э. Берзиньш.

Выступивший на форуме руководитель АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Алпысбаев, рассказал о реализации государственной стратегии по развитию транспортно-логистической инфраструктуры Казахстана, способствующей формированию новой системы трансевразийских маршрутов.

Новые линии, построенные в Казахстане, позволили создать конфигурацию железных дорог, оптимизирующую внутренние и международные перевозки в направлениях Китай-Европа, Север-Юг и по Транскаспийскому маршруту.

К.Алпысбаев отметил роль СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», опорной сети современных логистических центров внутри страны и за рубежом, казахстанских портов Актау и Курык на Каспийском море как основы формируемой евразийской транспортной системы.

У Казахстана и Латвии есть позитивный опыт партнерства в транзитно-транспортной сфере. С 2002 года курсируют контейнерные поезда «Балтика Транзит». В мае-июне текущего года запущены два пилотных поезда из Германии в Китай через Латвию.В первом полугодии 2017 года на 15 % возросли транзитные перевозки через Казахстан и Латвию.

Казахстан принимает меры по улучшению пропускной способности транзитной и мультимодальной инфраструктуры, а также ликвидации всевозможных нефизических барьеров для повышения конкурентоспособности маршрутов, в том числе к Балтийским портам.

Отметив большой потенциал транспортно-логистического комплекса Латвии, К.Алпысбаев предложил латвийской стороне принять активное участие в развитии СЭЗ «Хоргос - Восточные ворота», формировании мультимодально-портовой тарифной политики, улучшении сервиса для привлечения клиентов на транзитные маршруты через Казахстан и Латвию.

К.Алпысбаев отметил в этой связи большие перспективы по созданию новой точки роста для национальных экономик двух стран.

Пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы»  

Руководитель  АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Алпысбаев в Ташкенте  провел переговоры с  заместителем премьер-министра РУ – председателем правления  АО «Узбекистон темир йуллари» Ачилбаем Раматовым по  вопросам дальнейшего развития сотрудничества  в области железнодорожного транспорта.

Стороны обсудили вопросы проведения гибкой тарифной политики, увеличения объемов перевозок грузов по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, организации контейнерных поездов, поставок казахстанской продукции железнодорожного машиностроения в РУ.

За шесть месяцев 2017 года объем перевозок грузов железнодорожным транспортом   между РК и РУ составил 7554,4 тыс. тонн, что на 4 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В первом полугодии текущего года организовано 156 контейнерных поезда из Китая в Узбекистан через территорию Казахстана, тогда как за весь прошлый год проследовало 110 контейнерных поезда.

Достигнута договоренность о своевременном обеспечении  перевозок  плодоовощной продукции узбекских производителей в Казахстан и Россию,  а также по заявкам Центрально-Азиатского торгового дома. 

В ходе переговоров рассмотрены вопросы организации перевозок грузов из Узбекистана через  порт Курык. 

В Баку руководитель АО  «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Алпысбаев и председатель ЗАО «Азербайджанские железные дороги» Джавид Гурбанов обсудили вопросы дальнейшего развития сотрудничества в сфере железнодорожной отрасли.

В январе –июне 2017 года объем перевозок грузов между РК и АР составил 1046, 3 тыс. тонн, что на 164% больше, чем за такой же период минувшего года. Рост достигнут за счет увеличения экспортных перевозок нефтепродуктов казахстанских производителей через территорию Азербайджана.

Возросли и импортные перевозки на 100,5 тыс. тонн, в основном за счет таких грузов, как мясо, субпродукты, химикаты, сода, кондитерские изделия.

В два раза  - на 9,8 тыс. тонн -  увеличились транзитные перевозки. Это связано с ростом перевозок сахара из Бразилии в Узбекистан и продовольственных товаров из Украины в Узбекистан.

На встрече стороны также обсудили вопросы реализации совместных проектов в сфере транспортного машиностроения.

  

Пресс-служба АО «НК «Қазақстан темір жолы»

 

 

27-28 сентября 2017 года в Санкт-Петербурге, в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого, в новом исследовательском корпусе (НИК) состоится конференция «ТрансЛогистика Санкт-Петербург».

Тема конференции: практические решения в логистике.

К участию в конференции приглашаются представители:

  • Компаний-грузовладельцев
  • Транспортно-логистических компаний
  • Таможенных операторов
  • Страховых компаний

Программа конференции включает 5 основных блоков: ВЭД и таможня, страхование, автоматизация и IT в логистике, складская логистика, оптимизация логистических процессов.

На конференции слушатели узнают, как:

  • Сократить издержки при перевозках
  • Выстроить конструктивное взаимодействие с ФТС
  • Организовать эффективное взаимодействие с логистическими операторами, перевозчиками
  • Автоматизировать систему перевозок
  • Выбрать между арендой и строительством склада
  • Избежать ошибок при заключении договора страхования
  • Построить оптимальный маршрут перевозки

Зарегистрироваться на конференцию, а также получить более подробную информацию о ней можно на сайте http://www.translogistica-spb.ru

Более 200 детей  на туристическом поезде  «Туған елге саяхат» отправились в путешествие по маршруту Астана – Экибастуз  ̶ Алматы  – Байконур–Астана.

В числе юных путешественников – дети сотрудников  группы компаний АО «Самрук-Қазына». Пассажиры поезда живут в отдаленных населенных пунктах, многие из них из многодетных и неполных семей, хорошо учатся.

 Среди них  победители конкурса на лучшее сочинение на тему «Как мы можем сохранить планету?». Конкурс проведен  Фондом социальных проектов АО «НК «ҚТЖ» и  «Samruk-Kazyna»  радиостанцией «Қазақ радиосы».

«В ходе путешествия дети посетят международную выставку ЭКСПО в Астане, познакомятся с историей создания и развития угольного разреза и ГРЭС в Экибастузе, примут участие в экскурсии по музею истории космодрома Байконур на станции Торетам, а в южной столице детей ждет посещение зоопарка, аквапарка, шоу хищных птиц и экскурсия по городу»,- отметил директор Фонд социальных проектов АО «НК «ҚТЖ» Ербол Кенгербаев.

В пути следования  для детей будут организованы различные конкурсы, игры, познавательные занятия, в том числе изучение английского языка.

В августе текущего года планируется запуск второго туристического поезда «Туған елге саяхат» по маршруту Астана-Актау-Туркестан-Алматы-Астана.В состав группы также будут отобраны 150 детей работников группы компаний Фонда «Самрук-Қазына» и 50 победителей очередного конкурса сочинений на тему «Как я вижу энергию будущего» в возрасте от 12 до 15 лет.

Конкурс завершится  10 июля текущего года. Подробнее о конкурсе можно узнать на официальных интернет-сайтах и социальных сетях организаторов детского туристического поезда.

Пресс-служба АО «НК «Қазақстанстан темір жолы»

 

image00124 – 26 октября в городе Алматы пройдут сразу три крупнейшие выставки, посвященные энергетике: “Энергетика, Электротехника и Энергетическое машиностроение” - PowerKazakhstan 2017, “Освещение, Светотехника, Светодиодные технологии” - LightingKazakhstan 2017 и “Возобновляемые источники энергии, Энергосбережение, Энергоэффективность и ресурсосбережение” -ReEnergyKazakhstan 2017.

На сегодня основными приоритетными задачами по переходу к «зеленой экономике», стоящими перед Республикой являются повышение эффективности использования ресурсов и благополучия населения через рентабельные пути смягчения давления на окружающую среду. Важнейшим элементом данного процесса является модернизация жилищно-коммунального хозяйства, а также внедрение энергоэффективных технологий в производственный сектор страны.

В настоящее время страны бывшего Советского Союза и страны бывшего социалистического лагеря – Польша, Чехия, Венгрия, Словакия, Румыния – в жилищно-коммунальном секторе решают одинаковые проблемы. Когда-то здесь строились типовые многоквартирные панельные дома, разработанные в Советском Союзе. «Эти дома из массовых серий есть в России, Казахстане и восточных европейских странах. Естественно, каждая страна решает, как ремонтировать их, чтобы улучшить качество жизни людей», – рассказал Петр Захрадник, консультант компании SEVEN-EnergyEfficiencyCenter.

Учитывая также устойчивый рост доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем объеме ее генерации (по итогам 2016 года ВИЭ выработали на 32% больше электроэнергии, а их доля поднялась с 0,77% в 2015 году до 1% в 2016 году) и, связанную с этим необходимость увеличения объема финансирования высокотехнологичных проектов для достижения 50% доли ВИЭ к 2050 году, трио выставокPowerKazakhstan, LightingKazakhstan и ReEnergyKazakhstanявляются особенно актуальными, так как представят на своей площадке широкие возможности и новейшие инструменты для решения многих задач.

Энергосбережение и энергоэффективность являются основными трендами в области энергетики в современном мире.Данные выставки как нельзя лучше раскрывают тенденции области, из года в год демонстрируя стабильный рост количества экспонентов и повышение интереса со стороны иностранных компаний.

«Электричество очень важно для нормального существования человечества.Потребности человека в электроэнергии постоянно возрастают, поэтому энергетика является объектом самого пристального общественного внимания. Внедрение энергосберегающих технологий в хозяйственную деятельность как предприятий, так и частных лиц на бытовом уровне, является одним из важных шагов в решении многих экологических проблем – изменение климата, загрязнение атмосферы (например, выбросами от ТЭЦ), истощение ископаемых ресурсов и др. Данные выставки помогают представлять новейшие технологии для реализации таких проектов», - отметила участница выставки 2016 года Лилия Моисеева, ИП Моисеева.

PowerKazakhstan, LightingKazakhstanиReEnergyKazakhstan в 2017 послужат логическим продолжением всемирной выставки ЭКСПО-2017, главной темой которой является «Энергия Будущего». В этом году на выставки прибудут представители России, Китая, Чехии, Германии, Турции, Ирана, Кореи, Финляндии. Национальные стенды будут представлены компаниями из Китая и Чешской Республики.

Выставки пройдут при официальной поддержке и активном участии Министерства энергетики, Министерства по инвестициям и развитию, Акимата города Алматы, АО «KEGOC», АО «Самрук-Энерго», «Союза Инженеров-энергетиков Республики Казахстан», ОЮЛ «Казахстанская Электроэнергетическая Ассоциация» и дипломатических миссий стран-участниц.

Организаторами выставок является казахстанская выставочная компания «Iteca» совместно с международной Группой компаний ITE (Великобритания).