Редакционно-издательский центр

«Испанец» станет шире

 «Испанец» станет шире

   Пассажиры отечественных железных дорог не раз высказывали замечания по конструкции новых вагонов «Тальго», выпускаемых на заводе ТОО «Тұлпар Тальго» в Астане. Вагоны тесные, проходы узкие, сиденья не удобные и т.д. Изучив и проанализировав все упреки, руково­дство завода решило улучшить конструкцию вагонов путем их расширения.
    Напомним, что завод по производству пассажирских вагонов в Астане был построен в 2011 году совместно с одним из крупнейших в мире производителем железнодорожного оборудования – испанской компанией «Patentes Talgo S.L». Мощность завода 150 вагонов в год. Реализация проекта позволила решить вопрос дефицита пассажирских вагонов, повысить уровень безопасности и комфорт пассажиров, а также конкурентоспособность казахстанского железнодорожного транспорта. Именно составы испанской фирмы положили начало эре скоростного движения в Казахстане. Уникальность вагонов состоит в их подвеске, которая позволяет при развитии скорости до 200 км/ч не снижать ее на поворотах. На всех направлениях, где курсирует сегодня Тальго, время пребывания в пути сократилось почти в два раза. Акционерным обществом «Пассажирские перевозки» на сегодня закуплено 386 вагонов «Тұлпар-Тальго», до конца текущего года будут приобретены дополнительно 107 вагонов.
  Необходимо отметить также и проводимую большую работу по наращиванию казахстанского содержания в продукции, выпускаемой заводом. Планируется, что процент локализации основных комплектующих для них составит порядка 56%. На сегодняшний день в стране работает уже 6 компаний, выпускающих продукцию для отечественных вагонов.
   По словам директора Департамента технической политики АО «НК «Қазақстан темір жолы» Талгата Канатбаева, с 2012 года проводятся мероприятия по реализации проекта вагонов Тальго с широким кузовом, предусматривающим проектирование, производство и поставку 603 вагонов различного класса. Вагоны планируется приобрести в период с 2016 по 2020 годы.
   В целях успешной реализации проекта поручения Президента АО «НК «ҚТЖ» Аскара Мамина утверждена Дорожная карта. С мая 2014 года под председательством главного инженера национальной компании Серика Толегенова создана рабочая группа из числа работников компании, специалистов «Patentes Talgo S.L», АО «Пассажирские перевозки» и ТОО «Тулпар-Тальго». Ежегодно для экспертов рабочей группы подготавливается план работ, придерживаясь которого, они проводят свою работу.
  Напомним, что главной задачей проекта являлось улучшение уровня комфорта пассажиров за счет увеличения ширины кузова вагона до 3,2 м. К слову, ранее завод выпускал вагоны с кузовом шириной 2,95 м.
Это усовершенствование позволило увеличить ширину проходов, высоту потолков и площади используемых помещений. За счет использования двухслойных профилей в вагонах усилена конструкция кузова для обеспечения прочностных свойств при более высоких нагрузках. Технические решения по кузову обладают значительным потенциалом и, в частности, используются для составов Тальго с конструкционной скоростью до 300 км/час. За счет увеличения высоты конструкции кузова вагонов все соединительные и силовые кабели будут размещены под крышей вагонов – это позволит исключить размещение на крыше вагонов ящиков для соединения электропроводки и улучшить аэродинамические характеристики составов. Особое внимание было уделено эксплуатации составов при температуре -50 градусов по Цельсию, а также функционированию систем отопления. Так, в рамках проекта применены двухкамерные пакеты с повышенными теплоизоляционными, светопроводящими и шумопоглощающими свойствами, что повысит уровень комфорта в вагонах, – констатирует представитель АО «НК «ҚТЖ».
   Здесь также необходимо отметить и чисто технические плюсы новых вагонов. Среди них – оптимизация профиля колеса с точки зрения динамического поведения составов, а также контакта «колесо-рельс», проще говоря, взаимодействия пути и подвижного состава, которое является одной из больших проблем железнодорожного транспорта, обеспечивающей гарантированную безопасность движения поездов. Дело в том, что интенсивный износ рельсов и колес сопровождается значительным увеличением количества дефектных рельсов в пути, ростом количества изломов рельсов и колес подвижного состава при их взаимодействии, что может привести к крайне негативным последствиям при движении поездов.
   В рамках проекта расширения кузова вагона было достигнуто увеличение площади контакта «колесо-рельс», уменьшена площадь давления на зону контакта, обеспечено улучшенное распределение нагрузки по поверхности катания, – поясняет директор Департамента технической политики Талгат Канатбаев.
   Говоря о свойствах новых вагонов, необходимо отметить и повышение требований к пожарной безопасности в них. Этого удалось достигнуть благодаря применению негорючих материалов в отделке вагонов, установки специальных противопожарных перегородок, а также дополнительных средств пожаротушения. В новых вагонах Тальго увеличен объем запаса воды на 20%, что обеспечивает повышенную автономность составов. Применена система информирования пассажиров посредством размещения в вагонах информационных табло.
  Изменение конструкции, безусловно, так или иначе коснулось узлов и деталей вагонов. По словам директора департамента, эти изменения в целом составили порядка 90%. В соответствии с современными тенденциями интерьер вагонов также претерпел некоторые изменения. Он выполнен в светлых и теплых тонах с применением светодиодного освещения. Конструкция системы вентиляции и кондиционирования была оптимизирована для  лучшего распределения воздуха. Установлены встроенного типа электрообогреватели, исключающие прямой контакт с нагревательными элементами, и не создающие барьера для прохода пассажиров. Следует отметить и применение в новых вагонах безопасных дверей с защитой от защемления рук, что особенно актуально при перевозке детей. Для удобства пассажиров увеличена высота окон и расстояние между полками. Вагоны купе оснащены кнопкой вызова проводника, монитором и электронным регулятором температуры. В новых составах предусмотрен и вагон для лиц с ограниченными физическими возможностями, который оборудован всем необходимым.
  Проектом также предусмотрено два новых типа вагонов – вагон «Турист» с сидячими местами и багажный вагон. Также был переработан дизайн и внутренний интерьер вагона-ресторана и бара. Запланированный объем работ в целом завершен в срок и в полном объеме, – отмечает Талгат Канатбаев.
   Отметим, что первый состав вагонов с расширенным кузовом будет выпущен в августе текущего года. Им предстоит пройти цикл испытаний по всем критериям. Главной же задачей отечественной железнодорожной отрасли является подготовка сети дорог для приема этих составов и обеспечение их движения со скоростью в 250 км/ч. Вместе с тем, заметим, что, кроме выпуска новых вагонов для нужд АО «Пассажирские перевозки», столичный завод «Тұлпар-Тальго» планирует развивать и свой экспортный потенциал. Потребность в вагонах в соседних странах СНГ, Украины и Прибалтики очень высокая. И уже сегодня наши соседи проявляют интерес к заводу.

Назад к списку статей