Редакционно-издательский центр

Знакомьтесь, поезда и электрички!

 Знакомьтесь, поезда и электрички!

   Железнодорожное пригородное сообщение осуществляет в нашей стране дочернее предприятие АО «Пассажирские перевозки» - АО «Пригородные перевозки». Электрички по праву считаются «сете­образующим» транспортом. Ведь именно пригородное сообщение связывает отдельные регионы между собой и имеет высокую социальную значимость. О деятельности компании и ее перспективах мы поговорили с президентом акционерного общества Баян Суннатовой.
   Баян Суннатовна, АО «Пригородные перевозки» на протяжении вот уже почти 12 лет организует и обеспечивает пассажирские железнодорожные перевозки, перевозку багажа в пригородном и межобластном сообщении. Обществом решаются вопросы по улучшению качества и культуры обслуживания пассажиров. Расскажите о текущих делах в компании.
  – Наше акционерное общество обслуживает 65 межобластных и межрайонных маршрутов электричек и пригородных поездов. Министерство по инвестициям и развитию Республики Казахстан является заказчиком по 14 социально значимым межобластным сообщениям, по 25 – межрайонным и внутриобластным маршрутам заказчиком выступают акиматы восьми областей нашей страны. Помимо этого, АО «Пригородные перевозки» оказывает услуги по доставке работников АО «НК «ҚТЖ» по 26 маршрутам.
     К уже существующим маршрутам добавился межобластной  Алматы – Талдыкорган, в рамках которого через день курсируют три пассажирских вагона. В 2014 году мы работали по гарантийному письму акимата Алматинской области, а в 2015-м вопрос  решен на уровне Правительства:  предусмотрены средства  в республиканском  бюджете, проведен конкурс на открытие маршрута.  В принципе, поезд очень актуальный для населения. Ведь регион активно развивается. К тому же здесь сегодня идет переустройство автомобильных дорог, что сказалось на хорошей населенности этого поезда. 
     По заказу акимата Мангыстауской области добавился поезд на маршруте Бейнеу –  Мангышлак. В 2014 году  он ходил через день, а с 2015-го – ежедневно. Из двух составов, курсирующих в этом направлении, один был подобран из новых вагонов российского Тверского вагоностроительного завода, да и второй мы поставили не хуже. Он сформирован из вагонов, уже  находившихся в эксплуатации и только вышедших из капитального ремонта. Пассажирам нравится и нареканий с их стороны нет. Загрузка в составах почти стопроцентная.
  Пригородные перевозки играют очень большую социальную роль. Однако их рост сдерживается их убыточностью. Ведь не секрет, что для железной дороги пригородные перевозки не приносят прибыли, а действующий уровень тарифов, даже с учетом повышения, не позволяет покрыть все затраты компании.
    – Да, действительно. У нас есть непокрытые убытки за счет удорожания тарифов по локомотивной тяге, отказа в предоставлении временного понижающего коэффициента к тарифам на услуги магистральной железнодорожной сети. Тарифы Общества для покрытия этих затрат были повышены только на 7% из заявленных нами 12%.  Данный факт, конечно,  приводит к определенным трудностям, но коллектив АО «Пригородные перевозки» надеется с ними справиться и, как минимум, выйти на точку безубыточной деятельности.
     В целом же отмечу, что железнодорожные пассажирские перевозки не только в Казахстане, но и во всем мире являются фактически убыточными. Исходя из этого, нашим Обществом постоянно ведется работа с местными исполнительными органами по признанию социальной значимости пригородных маршрутов и изысканию источника финансирования для покрытия убытков, которые несет перевозчик.
     Как я уже и сказала, для нас остается открытым вопрос неполного покрытия убытков АО «Пригородные перевозки» по социально значимым межрайонным сообщениям, субсидируемым из областных бюджетов. Понимаете, каждый акимат имеет свои приоритеты в развитии своего региона. И если нам и повышают сумму субсидий, то, как правило, не больше, чем на сумму инфляции, да и то не всегда. Безусловно, мы не ограничиваемся только повышением тарифов на перевозку. Для сокращения убыточности нами проводятся и другие мероприятия, как например, выездной контроль в поездах, который привел к повышению эффективности показателей.
    Баян Суннатовна, одним из наболевших вопросов, как для Акционерного общества, так и для пассажиров является обновление подвижного состава. Как решается этот вопрос у вас сегодня?
    – Благодаря политике, проводимой руководством АО «НК «ҚТЖ» и АО «Пассажирские перевозки», для наших нужд  было приобретено пять составов электропоездов нового поколения, изготовленных в России Демиховским машиностроительным заводом. Сегодня они курсируют на маршрутах Астана – Караганда, Астана – Курорт-Боровое – Кокшетау,  Астана – Павлодар. Составы  сформированы из  вагонов  трех классов, имеют  современный дизайн, оснащены системами кондиционирования и вентиляции воздуха, видеонаблюдением в салонах и тамбурах вагонов, также имеется информационно-развлекательная система на базе WI-FI, позволяющая  пассажирам, имеющим телефоны, ноутбуки или планшеты, скоротать время за просмотром  сериалов или художественных фильмов, а  маленьким пассажирам посмотреть свои любимые мульт­фильмы.
   Также в электропоездах в вагонах 1 и 2 класса установлены мониторы, на которых можно  посмотреть музыкальные клипы, фильмы или иную информацию. К услугам пассажиров, не успевших перекусить перед дорогой, оборудованы бары, где они могут приобрести кондитерские изделия, прохладительные и горячие напитки. Данную продукцию работники бара могут доставить пассажиру в вагон. Там же можно   приобрести и печатные издания.
  Еще один недавно приобретенный для нас двухвагонный дизельный состав производства   завода «Pеssа» (Польша)  курсирует между Шымкентом и Туркестаном. Поезд оборудован системой кондиционирования воздуха,  видеонаблюдения за салонами и тамбурами во время посадки пассажиров, биотуалетами.
  Продолжая тему обновления составов АО «Пригородные перевозки», хотелось бы отметить, что на отечественном заводе ТОО «Тұлпар-Тальго» в Астане запланировано начало производства пригородных поездов. Рассматривается ли вопрос сотрудничества Акционерного общества с заводом по их приобретению?
     – Да, конечно, такой вопрос рассматривается. В настоящее время руководством и специалистами АО «НК «ҚТЖ» ведётся  определенная работа по проектированию совместно с компанией «Pаtentes Talgo S.L.» регионального поезда и рассматривается  возможность производства данных поездов на заводе Тұлпар-Тальго в Астане. В то же время, учитывая время на разработку проекта этого  поезда, производство его прототипа для испытаний и сертификации, изготовление серийных составов, мы понимаем, что это вопрос будущего.
     Вместе с тем у АО «Пригородные перевозки» уже сейчас  возникает острая потребность в вагонах электропоездов в связи с выбытием 58 вагонов по сроку службы в период с 2015 по 2018 годы, а также необходимостью обеспечить перевозку увеличенного объема пассажиров в момент проведения Международной специализированной выставки ЭКСПО-2017, когда дополнительно потребуются 34 вагона электропоезда.
   В связи с этим для удовлетворения потребностей пассажиров – гостей нашей столицы в период ЭКСПО-2017, мы считаем необходимым рассмотреть и иных производителей мотор-вагонного подвижного состава, которые смогут за оставшийся срок обеспечить нашу потребность.
   Не могу не спросить о планах на будущее. Каковы они?
  – Ближайшая и очень важная задача, стоящая перед нами – повышение  сервисного обслуживания. В рамках подготовки к «EXPO-2017» мы еще в 2015 году начали обучение проводников английскому языку. Будут обучены около 50 человек. Ставку делаем на молодежь, которая более восприимчива к новой информации.
  Естественно, очень серьезно работаем над мотивацией персонала. Проводим конкурсы профессионального мастерства на звание  «Лучшего проводника», «Лучшего старшего проводника», «Лучшую бригаду», «Лучшего начальника поезда». Победители по итогам года ощутимо премируются.
  Хочу заметить, что с тех пор, как в АО «Пригородные перевозки» появилась подобная практика трудовых соревнований, коллектив заметно подтянулся в профессио­нальном плане, отношение к работе стало более ответственным. Появилась здоровая конкуренция. Естественно, со своей стороны и руководство компании старается поощрить работников материально, не оставить без внимания ни одного человека.
  В совокупности выполнение всех этих задач ведет и к обеспечению безубыточной деятельности акционерного общества, и к повышению эффективности выполнения наших основных показателей деятельности, и к улучшению условий обслуживания пассажиров.
текст: Даурен Молдахметов

Назад к списку статей