Редакционно-издательский центр

УКРАИНА НА РАСПУТЬЕ:На транспортном рынке страны продолжаются реформы

 

Своим видением  Национальной транспортной стратегии Украины и упрощении процедур торговли поделился президент ассоциации «Укрвнештранс», председатель наблюдательного совета АО «ПЛАСКЕ» Олег ПЛАТОНОВ.

 Олег Исаакович, какие тренды сейчас характеризуют украинский транспортный рынок?

  Мы двигаемся в сторону создания «цифрового» транспортного коридора. Первый шаг в этом направлении будет сделан на основе технологий поезда «Викинг», сформированного Украиной, Литвой и Беларусью. Поезд, как известно, курсирует регулярно, по расписанию. Но этот проект еще нужно укрепить планированием перевозки путем бронирования мест не только в поезде, но и в паромном сообщении. В рамках Европейского союза и Восточного партнёрства сегодня осуществляются исследования по инфраструктуре, по итогам которых будут выработаны рекомендации для ее совершенствования.

Также мы реализуем в Украине новое положением СМГС, которое серьезно изменило меру ответственности перевозчика, сделало ее более понятной. Были достигнуты значительные улучшения в части организации комбинированных перевозок железнодорожным, морским и автомобильным транспортом. При этом продолжается работа над гармонизацией директивы ЕС по комбинированным перевозкам. В Украине есть два хороших закона: о транспортно-экспедиторской деятельности и о транзите, где частично регламентированы вопросы, связанные с мультимодальностью. Тем не менее, есть понимание важности принятия отдельного закона о мультимодальных перевозках, разработка которого уже началась. 

Еще один из важных трендов – создание национального органа по упрощению процедур торговли. Всемирная торговая организация пришла к выводу, что для упрощения процедур торговли их необходимо систематизировать, сделать единообразные процедуры. Это отражено в положениях Балийского соглашении, которое Украина ратифицировала в конце 2015 года. Мы сейчас идем этим путем. Среди основных позиций – интернет-информирование, то есть деловая информация должна быть доступна всем.  Второе – это создание инструментов по принципу системы единого окна, третье – формирование института уполномоченных экономических операторов. Все это впоследствии даст возможность упростить процедуры торговли и, соответственно, ее транспортную составляющую.

В 2010 году в Украине был запущен проект «Информационная система портового сообщества», которая сегодня дает возможность оформления грузов в  виде электронной записи, заверенной цифровой подписью. Фиксация записей без возможности удаления дает возможность в суде защитить свои интересы как одной, так и другой стороне. Таким образом, мы исключаем человеческий фактор.

Те субъекты бизнеса, которые традиционно  привыкли к бумажному оформлению и не хотят переходить на электронные инструменты,  могут прийти в порт, сдать оригиналы документов, работники порта введут эти данные в систему также без возможности удаления. За эту услугу они не платят деньги.  Желающие внести данные сразу в электронном формате оплачивают ориентировочно 2,5 доллара за один контейнер. Раньше же они вынуждены были оплачивать незаполненный платеж в размере 20 долларов. Во-первых,  это сократило их расходы на доплату,  во-вторых, исключилась коррупционная составляющая, и, в-третьих, они высвободили людей, которые прежде должны  были простаивать в очередях и тратить время на перевозку документов между своей конторой и портом. Это, действительно, является существенным достижением.

  При поддержке Европейского союза разрабатывается Национальная транспортная стратегия Украины до 2030 года. Хотелось бы услышать Ваше мнение относительно этого документа.

 – Это достаточно тяжелый вопрос для нас. Наша национальная транспортная стратегия рождается уже более двух лет, и единой позиции по этому документу пока нет. Если говорить об ассоциации «Укрвнештранс», то нам проект стратегии не очень нравится в части того, что там нет системного развития отрасли. Стратегия должна строиться на политике, политика определяет направления,  и уже за этим следуют программы развития с четко поставленными целями. Всего этого мы пока не видим. Министерство инфраструктуры Украины сейчас работает над данным вопросом и обещает предоставить обновленную стратегию с более понятными программами.

Нужно учитывать то обстоя­тель­ство, что у нас в стране осущест­вляется много реформ  но, к со­­жа­лению, ни одна из них пока не завер­шена. Украина сегодня много де­лает для дерегуляции: убираются различные разрешения, лицензии. Внедряются цифровые системы для уменьшения бюрократии в госу­­дарственных органах. То есть, при­няты хорошие решения, но они разрознены и не системны, по­этому не дают ожидаемого эф­фекта.

  В «Укрзализнице» тоже продолжается процесс реформирования?

– Уже произошла трансфор­мация  из государственного предприятия в акционерное общество. Но это не простой процесс, потому что идет разделение его как органа госрегулирования  и практи­ческого хозяйствующего субъекта, который на равных дол­жен конкурировать с осталь­ными участниками рынка. На практике этого пока нет. Мы имеем монополию, причем, к сожалению, плохо управляемую. Говоря откровенно, из-за этой неповоротливости Украина теряет то, что могла бы получить. Что в свою очередь сказывается на международных проектах, в том числе ТМТМ.

   Кстати, о ТМТМ – каково Ваше видение дальнейших перспектив проекта?

 – Этот вопрос нужно рассматривать в комплексе. Во-первых,  с точки зрения экономического развития, интеграции, мы четко услышали и оценили политическую позицию Казахстана, сумевшего собрать для дискуссии на эту тему в ходе форума Новый Шелковый путь участников достаточно высокого уровня. Несомненно, ТМТМ, или как мы его теперь называем с учетом видения китайской стороны – «MiddleCorridor» (с анг. «средний коридор» – ред.)  – это «живой» маршрут, который сегодня развивается.

 Что касается практических этапов реализации проекта, то пока есть сложности с интеграцией технических объектов, перевозочной документации. Тем не менее, сегодня с уверенностью можно говорить о создании устойчивой платформы развития коридора с учетом имеющихся наработок в каждой из стран-участниц ТМТМ. Очень важно обеспечить создание безопасной цепи поставок, все процессы в которой будут прозрачны  и понятны потребителю транспортных услуг.

В схемах доставки, причем это касается не только ТМТМ, важно добиваться понятия точного времени: клиент должен четко знать, когда он отправит и получит груз. Нужно использовать при этом новые возможности СМГС, которое позволяет по одному документу отправлять грузы двумя, а если нужно, и тремя видами транспорта.

 У владельца груза должно быть право выбора: отправлять груз самостоятельно или через экспедитора. Важно здесь никому ничего не навязывать. Это то же самое, как в Европе подходят к таможенным вопросам. Всегда есть выбор: пользоваться услугами таможенного брокера или заниматься этим вопросом самому.

Моя позиция такова, хоть она и не всем нравится, что экспедитор сегодня – это разработчик и исполнитель логистического решения. Сейчас очень модно употреблять понятие «транспортная логистика». При этом люди не разделяют, что логистика – это наука, это поиск правильного решения для цепи поставки. Все же остальное, чем мы занимаемся – это уже исполнение.

Мы берем линейку рисков и анализируем: что важно для конкретного клиента. Для одних – это стоимость, для вторых – точность доставки и так далее. Выстроить четкую картину сложно, если у нас нет прозрачного понятия об инфраструктуре, или, допустим,  всех составляющих платы. Я специально не употребляю слово «тариф», так как оно обозначает непосредственно плату за перевозку. Тогда как кроме платы за перевозку существуют различные сборы, плата за хранение и многое другое. Вам озвучивают тариф за перевозку условно 10 евро, а с учетом дополнительных расходов в итоге транспортировка обходится в 210 евро. Поэтому мы должны на базовом уровне подходить к вопросу о том, насколько наша услуга отвечает принципам справедливой цены, безопасной цепи поставки. Все это имеет первоочередное значение для клиента.

 

 

Назад к списку статей