Редакционно-издательский центр

РАЗВИТИЕ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК

 Развитие железнодорожных перевозок

   Выступая на открытии третьей сессии Парламента страны шестого созыва, Глава государства особо подчеркнул необходимость поддержки тех отраслей, которые дают мультипликативный эффект. В перечень таких отраслей президент страны включил и транспорт.

Железнодорожная отрасль оказывает двоякое воздействие на экономику страны. Во-первых, сроки и стоимость перево­зок влияют на издержки грузоотправителей. Чем быстрее и дешевле перевозятся грузы, тем издержки ниже. И наоборот, чем медленнее и дороже перевозятся грузы, тем издержки грузоотправителей выше.

Во-вторых, железнодорожная отрасль является потребителем продукции многих отраслей экономики страны: от продукции машиностроения и энергетики до продукции пищевой и текстильной промышленности.

Весь вопрос в том, каким образом государство должно поддержать железнодорожную отрасль?

Постараемся коротко разобраться с этим вопросом.

 Динамика железнодорожных перевозок 

 

На графике 1, который отображает количество перевезенных грузов и грузооборот за период с 2008 по 2016 гг., мы видим, что после периода роста в последние два года (2015 и 2016-м), наметился определенный спад.

Сальдо между экспортом и импортом услуг железнодорожных перевозок, начиная с 2009 г., является положительным. Надо отметить, что с 2013 г. объем экспорта постоянно сокращается, но сокращается и импорт, что позволяет сохранять положительное сальдо (см. график 3).

 

Неблагоприятная внешнеторговая конъюнктура

На работу железнодорожного транспорта негативное влияние оказала неблагоприятная внешнеторговая конъюнктура, связанная с изменением цен на энергетические товары, в первую очередь, нефть и каменный уголь. На графиках 4 и 5 мы видим динамику изменения перевозок этих видов продукции. Особенно драматически сократилась перевозка сырой нефти.   

Существенно сказалось на общем количестве перевезенных грузов снижение перевозок каменного угля. В 2010 г. доля каменного угля в общем тоннаже составляла 37%, в 2016 г. уже 27,1%.

 Позитивные изменения

Несмотря на все сложности, в железнодорожных перевозках в последние годы наметились и позитивные изменения. В первую очередь, это увеличение участковой скорости. (Участковая скорость – средняя скорость движения поезда по участку с учётом времени стоянок на промежуточных станциях, разгона, замедления и задержки поезда на перегонах). На графике 6 мы видим, как росла участковая скорость в последние годы.

 

Рост участковой скорости связан с развитием железнодорожных путей сообщения – увеличилась как их общая протяженность, так и двухпутных.

Изменение протяженности путей отображено на графике 7. 

Другая позитивная тенденция – значительное омоложение вагонного и локомотивного парков. На графике 8 мы видим, как менялась доля вагонов и локомотивов старше 20 лет.

 

Что может сделать государство?

Государство, в первую очередь, может продолжить работы по развитию железнодорожных путей, в первую очередь, увеличивая протяженность двухпутных.

Кроме того, государство может способствовать развитию отрасли, развивая конкуренцию, снимая барьеры на вход в отрасль новым компаниям.

  

 

Назад к списку статей