Редакционно-издательский центр

ПРЕДВИДЕТЬ ПЕРСПЕКТИВЫ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА

 Предвидеть перспективы Каспийского региона

   В настоящее время значение Каспийского региона в глобальной системе геополитических и геоэкономических координат неуклонно возрастает. Поступательное развитие торгово-экономического сотрудничества на Каспии, а также сохранение стабильно высокого уровня региональной безопасности в полной мере отвечает интересам прикаспийских государств, по территории которых пролегают маршруты «Нового Шелкового пути». Об этом не раз заявлял Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев: «Провозглашенный подход «стабильность через совместное развитие» является сегодня привлекательной формой международного сотрудничества, отражающей экономические интересы десятков стран. В этой связи сейчас, когда видны определенные контуры Шелкового пути, необходима совместная стратегическая координация этой макрорегиональной кооперации. Также реализация инициативы Шелкового пути позволяет по-новому позиционировать целые регионы».
 Выстраивать политику в фарватере экономической выгоды
     Как позиционирует себя на современном этапе Каспийский регион, выясняли на Международном симпозиуме под названием «Будущее региона: геополитические вызовы и перспективы», прошедшем 23 декабря в Баку. В работе симпозиума приняли участие ведущие политологи, эксперты и общественные деятели из России, Турции, Казахстана, Грузии и Азербайджана, среди которых – генеральный директор турецкой телекомпании «Ülke TV» Гасан Озтюрк, российский политолог Максим Шевченко, журналист-исследователь, независимый эксперт Орхан Джемаль. Участники симпозиума сошлись во мнении, что назрела необходимость создания новой экспертной площадки по международному информационном партнерству, собрать которую можно уже в следующем году в Астане. Одной из ключевых тем обсуждения на мероприятии стали вопросы транспортных коридоров и трубопроводов. Большинство экспертов отметили, что региональные и внешние силы никоим образом не должны оказывать политическое и военное давление на участников этих экономических проектов. Любое государство, обладающее теми или иными природными ресурсами или товарами, вправе выбирать наиболее выгодный для него маршрут поставки своей продукции.
     Представитель казахстанской делегации, член президиума Национальной палаты предпринимателей «Атамекен», председатель Комитета информационно-коммуникационных технологий, образования и инноваций НПП РК Мурат Абенов подчеркнул, что Национальная палата предпринимателей, Союз транспортников Казахстана «Kazlogistics» видят большие перспективы в использовании возможностей Транскаспийского транспортного маршрута. Особенно после открытия международного железнодорожного коридора Баку – Тбилиси – Карс, давшего возможность для транзита китайских и доставки казахстанских товаров через Азербайджан, Грузию в Турцию и далее в Европу. Таким образом, идет диверсификация логистических маршрутов для наших предпринимателей и открываются для них большие возможности в вопросе экспорта производимых ими товаров.
   «Казахстанский бизнес повышает свою конкурентоспособность, благодаря снижению себестоимости перевозки и времени нахождения в пути, так как исключается необходимость перевозок морским путем – из грузинских в турецкие черноморские порты. Также положительным моментом для Казахстана является задействование в проекте наших каспийских портов Актау и Курык», – заявил М. Абенов. В своем выступлении он также отметил важность тесного взаимодействия между странами СНГ и тюркскими государствами.
    В свою очередь азербайджанский политолог Эльхан Шаиноглу высказал мнение, что такие крупные проекты, как Баку – Тбилиси – Карс, транспортный коридор Север – Юг должны способствовать разрешению территориальных проблем, иначе невозможно достичь хороших результатов в экономической сфере, когда между странами существуют нерешенные политические вопросы. Обсуждение этих актуальных проблем, которые остро стоят перед странами региона, будет способствовать нахождению точки соприкосновения для дальнейшего развития взаимовыгодных отношений.
Будет определен правовой статус Каспия
  Следует отметить, что, обладая значительным ресурсным потенциалом, а также уникальным географическим расположением, которое позволяет транспортировать углеводороды, собственную продукцию и транзитные товары как на европейские, так и на азиатские рынки, Каспийский регион занимает особое место в системе национальных приоритетов Казахстана. Реализуя свои национальные интересы на Каспии, Казахстан руководствуется как геополитическими мотивами, так и экономической рентабельностью. Наличие крупнейших запасов углеводородного сырья, значительная доля которых приходится на казахстанский сектор Каспийского моря, актуализирует вопрос об определении международно-правового статуса водоема.
   В этом отношении позитивны итоги совещания министров иностранных дел прикаспийских государств, прошедшего в Москве в начале декабря, где согласованы все ключевые вопросы по проекту конвенции о правовом статусе Каспийского моря. Подписание конвенции намечается в ходе предстоящего саммита глав прикаспийских государств в Казахстане в 2018 году, организуемого по приглашению Президента Нурсултана Назарбаева. Урегулирование правового статуса Каспийского моря является стратегически важным в контексте обеспечения политической стабильности и экономического развития Каспийского региона. 
   Этот шаг даст новый импульс развитию экономического потенциала всех прикаспийских стран, будет устранено основное препятствие для реализации любых транскаспийских проектов по транспортировке продукции с восточного на западное побережье Каспия и обратно. В этой связи запуск железной дороги Баку – Тбилиси – Карс, которая обеспечивает прямой выход продукции из Каспийского региона в Европу, становится своевременным и востребованным проектом. Откроются новые перспективы для эффективного использования транспортно-транзитного потенциала Казахстана, а также возможность нарастить объемы перевозок Транскаспийского маршрута. 
   Предвидя такой поворот событий, Координационным комитетом ТМТМ, созданном по инициативе АО «НК «ҚТЖ», совместно со всеми участниками транскаспийского маршрута успешно и оперативно решаются вопросы по созданию привлекательных и взаимовыгодных для всех стран-участниц условий для привлечения грузопотоков на этот маршрут. Выступая в качестве локомотива развития трансконтинентального маршрута, дочерняя компания АО «НК «ҚТЖ» – АО «KTZ Express» в начале ноября 2017 года организовала отправку первого контейнерного поезда из Казахстана по маршруту ТМТМ с использованием новой соединительной линии Баку – Тбилиси – Карс.
Казахстанские порты задают тон модернизации каспийской инфраструктуры
    Понимая экономические перспективы своего географического расположения, страны Каспийского региона активно развивают свою портовую инфраструктуру. Каспийское море играет важную роль в транспортно-логистической системе всего Евразийского континента, и Казахстан в настоящее время реализует крупнейшие инфраструктурные проекты, способные обеспечить продвижение грузов по интермодальным маршрутам между Европой и Китаем в кратчайшие сроки, включая и страны Персидского залива.
   В результате развития портовой инфраструктуры, а также интенсивной реализации проекта по расширению морского торгового порта Актау в северном направлении, уже сегодня пропускная способность порта увеличена на 3 млн. тонн – до 19,5 млн. тонн в год. По итогам 2016 года через порт Актау было перевалено порядка 6 млн. тонн грузов. При этом наблюдалась хорошая динамика по транспортировке металлов, зерна, объемы паромных грузов выросли в семь раз. В августе 2017 года в порту Актау достигнут рекордный объем перевалки металла в направлении Ирана – 159 тыс. тонн. Ранее среднемесячные показатели перевалки составляли 100 тыс. тонн. В среднем суточная перевалка металла на суда во второй половине августа этого года достигла 6700 тонн, что в полтора раза больше прежних показателей. Таких результатов порт достиг впервые за последние четыре года. За 10 месяцев 2017 года порт Актау на импорт отправил на 48% больше грузов, чем в прошлом году, а экспорт вырос на 2%. Строительство новых терминалов для перевалки сухих и генеральных грузов позволило диверсифицировать традиционную грузовую базу порта.
  Другой важнейший инфраструктурный проект Казахстана на Каспии – порт Курык. В этом году запущен автомобильный паромный терминал морского порта Курык, который способен принимать до 20 тысяч автомашин в год, что поможет разгрузить морской порт Актау. Кроме того, 19 октября 2017 года зафиксирована перевалка первого миллиона тонн грузов с начала операционной деятельности на железнодорожном паромном терминале порта Курык. Имеющаяся портовая инфраструктура позволяет сократить время движения по морю на 4 часа, а эксплуатация двух железнодорожных причалов – обслуживать пять паромов в сутки. Таким образом, порт способен обработать грузы в объеме до 4 млн. тонн в год на железнодорожном терминале. С запуском нового автомобильного паромного комплекса мощность порта увеличивается еще на 2 млн. тонн в год. Порт Курык является важной составляющей Транскаспийского международного транспортного маршрута, на котором осуществляется оперативная обработка железнодорожных вагонов.
    Необходимость модернизации своих морских портов понимают и другие страны Каспийского бассейна. Бакинский международный морской торговый порт также является составной частью ТМТМ, реализуемого в рамках проекта нового «Великого Шелкового пути». Ожидается, что в 2017 году он обработает более 5 млн. тонн грузов. Отметим, что с целью эффективного использования транзитных возможностей Азербайджана в поселке Алят строятся новые терминалы и Зона свободной торговли. После завершения первой фазы строительства, запланированной на первую половину 2018 года, грузоперевалочная способность порта Баку в Аляте составит 15 млн. тонн в год плюс 1 млн. TEU, а после завершения второй и третьей фаз строительства – вырастет до 25 млн. тонн плюс 1 млн. TEU. 
   Доля перевалки грузов, идущих через Россию, в ее каспийских портах составляет лишь 0,8%. Поэтому в ноябре 2017 года правительство РФ утвердило Стратегию развития российских морских портов в Каспийском бассейне, железнодорожных и автомобильных подходов к ним в период до 2030 года. Согласно стратегии, в Дагестане будет создан Каспийский транспортно-логистический комплекс. «Реализация стратегии и выполнение ее показателей позволит к 2030 году обеспечить объемы экспорта зерна через порты Каспийского бассейна до 7 млн. тонн, объемы грузопотока по прочим сухим грузам – до 7 млн. тонн; привлечь российский туристический поток в Каспийский регион – до 30 тыс. человек в год; создать более 2 тыс. новых рабочих мест», – отмечается в документе.
    Вместе с тем, по данным  Ассоциации морских перевозчиков РФ, грузооборот морских портов Каспийского бассейна России за январь-ноябрь 2017 года упал на 35,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 3,5 млн. тонн. За данный период объем перевалки сухих грузов снизился на 9,8% до 2,2 млн. тонн, наливных – на 61,4% до 0,9 млн. тонн. Наибольшее снижение динамики зафиксировано в порту Махачкала – на 58,3%. В Астрахани падение объёмов составило 9,1%. В порту Оля объем перевалки вырос на 25%. Российские эксперты объясняют столь печальную динамику уходом наливных грузов из российских портов на Каспии в порты Азербайджана. На сегодняшний день годовая пропускная способность порта Астрахани составляет около 10 млн. тонн грузов, из них 7,4 – сухие грузы. Порт Оля в Астраханской области имеет мощность 1,58 млн. тонн грузов и рассчитан только на сухие грузы. Пропускная способность порта Махачкала – 7,26 млн. тонн, в том числе 5,5 млн. тонн составляют наливные грузы.
    Развитие портовых мощностей осуществляется и в Туркменистане, где ожидается ввод в эксплуатацию нового порта в Туркменбаши. Новый хаб будет обладать пропускной способностью 17-18 млн. тонн в год. А с учетом действующего порта пропускная способность достигнет 25-26 млн. тонн. Согласно расчетам, международный порт в Туркменбаши сможет обслуживать 300 тыс. пассажиров и 75 тыс. трейлеров в год. Контейнерный терминал имеет среднегодовую мощность 400 тысяч TEU. Мультимодальный логистический парк будет осуществлять комплекс услуг по хранению и комбинированной обработке контейнерных грузов, доставленных авиа-, авто- и железнодорожным транспортом, обеспечивая их перегрузку на водный транспорт и обратно. Стоит отметить, что в целях защиты экологии Каспия, в каждом терминале порта будет установлено биоочистительное оборудование. Проект разработан в соответствии с международным стандартом «Зелёный порт».
   В Иране на Каспии располагается город-порт Чалус, но он фактически является курортной зоной. Реально грузоперевалкой в иранской акватории Каспия занимается порт Бендер-Энзели, ныне именуемый «свободная экономическая зона (СЭЗ) Энзели». Следует отметить, что 30 марта 2017 года в присутствии президента Ирана Хасана Роухани состоялась церемония открытия нового портового комплекса на территории этой СЭЗ. Этот объект оснащен 22 причалами. На финальных стадиях ввода этого нового порта в эксплуатацию его пропускная способность составит 15 млн. тонн грузов в год. Среди преимуществ новых «морских ворот» – обширная территория, на которой будет обеспечена дополнительная обработка поступающих грузов. Кроме того, порт обладает существенным потенциалом: в перспективе на его основе будут созданы условия для предоставления таких услуг, как судостроение и ремонт судов. Свободная зона «Энзели» – крупнейший морской порт на севере Ирана, который находится на перекрестке ряда важных транзитных маршрутов.
   Таким образом, мы наблюдаем, что в настоящее время страны Каспийского региона, учитывая растущий интерес Китая к переориентации своей торговли на Евразию в рамках проекта «Экономический пояс Шелкового пути», уже перешли от обсуждения планов и перспектив транспортного сотрудничества к поступательной реализации масштабных проектов в направлении модернизации береговой инфраструктуры. На сегодняшний день вопрос оптимизации трансконтинентальных перевозок для обеспечения международной торговли между крупнейшими рынками Евразийского континента – один из приоритетных. При этом Каспийское море является связующим звеном международных транспортных коридоров в направлениях Восток – Запад, Север – Юг и играет важную роль в системе трансконтинентальных связей. Прикаспийские страны находятся в разных положениях как в экономическом плане, так и геополитическом. Международный симпозиум «Будущее региона: геополитические вызовы и перспективы» содействует выработке скоординированных подходов и системных решений по важнейшим аспектам взаимодействия стран Каспийского региона и их партнеров в построении оптимальных транспортно-логистических цепей.
 

 

Назад к списку статей