Редакционно-издательский центр

«Мы достигли поставленных показателей, но останавливаться на этом нельзя…»

 К. АЛПЫСБАЕВ: «Мы достигли  поставленных показателей, 

 но останавливаться на этом нельзя…»

   Экономика Казахстана в 2017 году демонстрирует лучшие показатели роста за последние три года, ощутимые изменения отмечаются практически во всех отраслях – горнодобывающая и обрабатывающая промышленность, производство электроэнергии, сельское хозяйство и строительство. Транспорт, как катализатор экономического развития страны, по итогам года также отметился соответствующим ростом, львиная доля в этом секторе приходится на деятельность национальной компании «Қазақстан темір жолы».
О чем говорят цифры
   Рост глобальной экономики, позитивные тенденции конъюнктуры мировых товарных рынков, стабилизация геополитической обстановки в регионе способствовали успешному выполнению основных операционных показателей компании. По словам руководителя АО «ҚТЖ – Грузовые перевозки» Оралхана Кулакова, по итогам производственной деятельности 2017 года удалось добиться роста объемных показателей по отношению к запланированным значениям, а также по отношению к результатам прошлого года. Так, эксплуатационный грузо­оборот компании составил 208,8 млрд. т-км нетто, что выше плана на 4% и аналогичного периода прошлого года на 10%.
    Отмечается положительная динамика и в отношении погрузки грузов, которая в 2017 году составила 242 млн. тонн – это на 12% выше прошлогоднего показателя и на 1% выше планового значения. При этом была обеспечена перевозка социально значимых грузов в полном объеме, несмотря на серьезные трудности, возникшие во втором полугодии, когда упали сроки оборота вагонов из-за длительных простоев на начальных и конечных операциях, а также изменилась ситуация на российском рынке оперирования вагонов. «Многие операторы вагонов ушли на российский рынок. Ставка у нас на полувагоны в районе 7-8,5 тыс. тенге, а в России она на уровне 12 тыс. тенге. Ставка у нас на зерновозы – 9,5 тыс. тенге, такой она остается с сентября 2017 года, в России – 18 тыс. тенге. Поэтому помогать нам никто не хочет, но компания справляется с поставленными задачами, оперируя сформировавшимся оптимальным парком вагонов», – отмечает Оралхан Кулаков.
   В 2017 году объемы погрузки зерна и продуктов перемола в зерновом эквиваленте составили 13,5 млн. тонн, из которых 9,2 млн. тонн на экспорт. Угля погружено 103,2 млн. тонн, что на 13 млн. тонн или на 14% больше уровня прошлого года. При этом для казахстанских потребителей внутри страны погружено 72,2 млн. тонн, а в экспортном сообщении – 31 млн. тонн. Рост по отношению к итогам прошлого года составил 12% и 18% соответственно.
    В достижении положительного эффекта производственной деятельности 2017 года свою роль сыграло и улучшение качественных показателей. Так, в результате принятых мероприятий зафиксирован рост производительности локомотива и грузового вагона, участковой и технической скорости, также позитивные изменения по обороту вагонов, пробегу локомотивов и вагонов, сокращены простои вагонов под одной грузовой операцией и на технических станциях. Следует отметить, что остается пространство для дальнейшего роста, так как отправление поездов по Вариантному графику движения за 2017 год достигло 67,1% при поставленной цели в 70%. Наряду с этим отмечается снижение нарушений Плана формирования грузовых поездов по отношению к прошлому году на 96 случаев.
   Большую роль в улучшении показателей играет автоматизация перевозочной деятельности.
«В настоящее время все грузоотправители АО «ҚТЖ – Грузовые перевозки» (порядка 20 тысяч) осуществляют планирование погрузки по всем отделениям ГП посредством АСУ ДКР  с оформлением электронных заявок ГУ-12 (месячное планирование), ГУ-11 (декадное планирование) и корректировку автоматически сформированных в системе календарных планов», – сообщил Оралхан Кулаков. – На сегодняшний день к АСУ ДКР в промышленном режиме с возможностью оформления электронных перевозочных накладных подключены порядка 456 станций (100%), в системе задействованы более 5 000 работников АО «ҚТЖ - Грузовые перевозки».
  Следует отметить, что автоматизирована обработка электронных перевозочных документов в АСУ ДКР на межгосударственных стыковых пунктах. Для экспортных и импортных перевозок с ОАО РЖД существует протокол взаимодействия электронного обмена сообщениями (называемые IFTMIN) и электронные перевозочные документы, оформленные в АСУ ДКР, успешно передаются в ОАО «РЖД». Расширяется география перевозок по безбумажному документообороту. На ряде станций осуществляется предоставление предварительной информации в Комитет государственных доходов РК о товарах и транспортных средствах, заходящих на территорию РК до пересечения ими границы.
Транзит + контейнер = доход
     В стратегическом для компании сегменте транзитных перевозок рост объема за 2017 год составил 23% по отношению к 2016 году и зафиксирован на уровне 16 млн. тонн. По мнению вице-президента по логистике АО «НК «ҚТЖ» Санжара Елюбаева, именно актуальность принимаемых мер по развитию логистических активов в рамках программы «Нұрлы жол», а также повышение эффективности и качества сервиса на трансказахстанских маршрутах позволили сохранить динамику роста транзитных контейнерных перевозок  в направлении Китай – Европа – Китай почти в два раза. По итогам 2017 года объем контейнерных перевозок достиг 201 тыс. ДФЭ, тогда как в 2016 году этот показатель был равен 104,6 тыс. ДФЭ.
    Особого внимания заслуживает проект Транскаспийского международного транспортного маршрута, который придал дополнительный импульс экспортным контейнерным перевозкам в конце прошлого года с запуском новой железнодорожной линии Баку – Тбилиси – Карс и паромного комплекса Курык. Это позволило компании выполнять прямые перевозки по железной дороге до южных и западных портов Турции с выходом в Средиземноморье.
  Расширяя географию маршрутов и внедряя новые сервисы в условиях высокого уровня конкуренции с альтернативными маршрутами, которые также наращивают объемы перевозок, компании удалось достичь целевых параметров транзитных перевозок. Следует отметить, что в 2017 году реализован комплексный план по развитию транзитного сервиса совместно с ОТЛК на пространстве 1520, за счет оптимизации порожних пробегов, планирования перево­зок, а также паритетной тарифной политики стран ЕАЭС без снижения тарифов на транзит по территории Казахстана. На 11% оптимизирована комплексная ставка на маршруте Достык – Брест /Алтынколь – Брест за счет вагонной составляющей, что в дальнейшем позволит успешно конкурировать с альтернативными маршрутами и сохранить двукратный рост контейнерных перевозок.
     «В 2017 году на базе АО «KTZ Express» внедрен принцип «Единого окна» в предоставлении услуг подвижного состава и комплексной логистики, – говорит Санжар Елюбаев, – Синергия логистических компетенций и операционное управление парком позволило устранить внутрихолдинговую конкуренцию, выстроить прямые взаимоотношения со странами транзитерами, улучшить погрузку и качественные показатели». Так, погрузка в 2017 году увеличена на 313 тыс. вагоноотправок или на 13% при оперируемом парке 29 847 вагонов, что на 2 399 ед. меньше в сравнении с 2016 годом (ремонт и списание). Вместе с тем, ожидая увеличение погрузки в 2018 году до 2 769 511 вагонов, были достигнуты договоренности с российскими партнерами по привлечению парка полувагонов до 10 тыс. единиц, что принесет дополнительный доход около 6 млрд. тенге».
   Президент компании Канат Алпысбаев считает, что прошлый год показал способность железной дороги эффективно работать с уменьшенным парком вагонов. Такая ситуация с вагонами, по его мнению, не изменится и в этом году. «В связи с ценовой политикой на железной дороге в России, работающего частного парка вагонов в Казахстане фактически не осталось. Тем не менее, необходимо продолжать работу, учитывая при этом условия рынка оперирования вагонов, а также понимая, что наша компания является национальным перевозчиком, перед которым Правительством РК ставятся определенные задачи по транспортировке социально значимых грузов. Это также вносит дополнительные сложности в нашу работу», – отметил руководитель ҚТЖ.
Модернизация инфраструктуры
  Вместе с тем увеличение объемов транзита через территорию Казахстана предполагает наличие соответствующей логистической инфраструктуры, позволяющей эффективно встраиваться в глобальные цепи транспортировки грузов. В этой связи было отмечено вхождение одной из крупнейших международных транспортных компаний Cosco Shipping в  капитал Сухого порта СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», которое стало катализатором увеличения объемов и привлечения инвестиций в ее индустриальную и логистическую инфраструктуру. В 2017 году в СЭЗ привлечены инвесторы на общую сумму 59,2 млрд. тенге, фактически вложены 34,3 млрд. тенге. Продолжается формирование сети транспортно-логистических центров в ключевых узлах консолидации и дистрибуции грузопотоков, при этом предусмотрена интеграция проектов ТЛЦ с зонами таможенного оформления. Так, в ходе Общенационального телемоста с участием Президента РК Н.А.Назарбаева 6 декабря 2017 года запущен ТЛЦ в городе Шымкент, включающий зону таможенного оформления.
В свою очередь, директор филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» Жарас Изгулов отметил, что реализация инфраструктурных проектов позволила выстроить оптимальную конфигурацию железнодорожной сети. Значимыми событиями в этом направлении за прошлый год стали запуск движения поездов по вторым путям на участке Алматы-1 – Шу и ввод в эксплуатацию автомобильного паромного комплекса Курык. В преддверии международной выставки ЭКСПО-2017 был введен в эксплуатацию вокзальный комплекс «Нұрлы жол» с пропускной способностью до 35 тысяч пассажиров в сутки. Кроме того, полностью выполнены работы по модернизации 779 км пути, а путевыми машинами тяжелого типа отработано более 9 тыс. км железнодорожного пути.
   В отношении развития инфраструктуры президент АО «НК «ҚТЖ» Канат Алпысбаев отметил, что компанией разрабатывается Программа модернизации, которая предусматривает не просто замену элементов строения пути на новые, а применение инновационных материалов, передовых технологий, которые позволят увеличить срок службы и улучшить качественные показатели. Также руководитель компании констатировал, что необходимо уделять должное внимание вокзальному хозяйству, при этом активно взаимодействуя с местными исполнительными органами. После завершения строительства и ремонта вокзалов в Уштобе и Акши предстоит большая реконструкция вокзала в Караганде, ремонт вокзала Астана-1, а далее обширные работы в Шымкенте.
Защитить бренд «Тулпар-Тальго»
  Подводя итоги работы за 2017 год по пассажирскому хозяйству, Арман Султанов заявил, что консолидированный пассажирооборот с учетом частных перевозчиков сложился на уровне 18,9 млрд. пасс-км, что выше уровня 2016 года на 4,2%. При этом Министерством по инвестициям и развитию РК и местными исполнительными органами в прошлом году было отменено 5 и передано частным перевозчикам 7 маршрутов. При сопоставимых условиях пассажирооборот по группе компаний Общества вырос к 2016 году на 6,4%.
    «Работники поездных бригад являются лицом железной дороги, от их профессионализма и личностных качеств зависит имидж всей компании. Сегодня общее количество работников поездных бригад составляет 5 646 человек, из них 33% с высшим образованием, средний стаж составляет 13 лет при среднем возрасте 37 лет. Хотелось бы отметить, что 476 работников поездных бригад в настоящее время владеют английским языком на уровне не ниже Elementary. В 2017 году совместно с Эйр Астана организовано обучение работников поездных бригад поездов «Тулпар-Тальго», работников билетных касс станций Астана, Алматы и административного персонала по сервису, получены обучающие программы и стандарты с авторскими правами для дальнейшего обучения оставшегося сервисного персонала собственными силами», – рассказал Арман Султанов.
    Было отмечено, что в целях удовлетворения спроса на перевозки в 2017 году назначено 7 поездов постоянного обращения, а в период проведения выставки ЭКСПО назначено 14 временных поездов. Скоростные поезда Астана – Актобе и Алматы – Актобе продлены до станции Уральск в безостановочном проследовании через пункты пропуска Жайсан, Илецк и Чингирлау. Также руководитель АО «Пассажирские перевозки» сообщил, что из принятых в декабре 2017 года 62 вагонов «Тулпар-Тальго» со 2 января 2018 года организован скорый социально значимый поезд Астана – Лениногорск.
   Согласившись с утверждением, что проводники являются лицом компании, Канат Алпысбаев отметил, что еще остаются вопросы по качеству обслуживания пассажиров, есть пробелы в клиентоориентированном подходе, необходимо оперативно отрабатывать нештатные ситуации, учитывая условия конкуренции с авиатранспортом. «На сегодняшний день фактическая загрузка всех вагонов Тулпар-Тальго не ниже 90%, и они пользуются успехом. Это наш бренд как ҚТЖ. К этому мы стремились и теперь надо его продвигать, защищать и развивать», – резюмировал президент АО «НК «ҚТЖ».
   В целом, демонстрируя положительные результаты деятельности по итогам 2017 года, группа компаний АО «НК «ҚТЖ» обеспечила транспортную основу для роста экономики государства, предоставляя востребованные и конкурентоспособные транспортно-логистические услуги. «Мы достигли поставленных показателей, но останавливаться на этом нельзя. Остается актуальным вопрос дефицита вагонов, при этом у компании есть все рычаги операционной эффективности для успешного осуществления деятельности и решения поставленных задач, не забывая о транспарентности формирования видов услуг», – считает Канат Алпысбаев.
   В числе задач, стоящих перед компанией как системным оператором, определено эффективное использование созданной транспортной инфраструктуры. Необходимо продолжать работу по кооперации с партнерами, основными железнодорожными администрациями, расширять географию сотрудничества с Китаем в целях обеспечения транзита через территорию Казахстана. «Грузооборот в 2018 году  должен достичь  214 млрд. тонно-километров, пассажирооборот –  15 млрд.  пасс-км,  операционная прибыль должна составить порядка 170 млрд. тенге»,– сказал руководитель компании.
 Бекболат РАХИМБЕКОВ

 

Назад к списку статей