Редакционно-издательский центр

В ритме глобальных тенденций

 
 Финансовая устойчивость компании в современном мире во многом зависит от успешного выполнения требований к ведению бизнеса, растущих в геометрической прогрессии на фоне глобальной цифровизации. АО «НК «Қазақстан темір жолы» держит руку на пульсе перемен в транспортно-логистической отрасли и находится в авангарде применения инноваций в производственной деятельности. Обоснованность такого подхода в этом году была подкреплена Посланием Президента РК Н.А. Назарбаева, в котором подчеркивается необходимость внедрения Интеллектуальной транспортной системы для эффективного управления транспортными потоками и определения потребности дальнейшего развития инфраструктуры. О том, какие перемены ждут компанию на этом пути и как они отразятся на ее доходности, рассказывает заместитель председателя Правления по  финансам АО «НК «ҚТЖ» Жаслан Мадиев.
 Жаслан Хасенович, расскажите, пожалуйста, об основных итогах финансовой деятельности АО «НК «ҚТЖ» за 2017 год. Каковы основные факторы, повлиявшие на достижение таких показателей?
    2017 год компания завершила с прибылью в размере 13 млрд. тенге. Доходы от пассажирских перевозок составили 82 млрд. тенге, что больше на 2,2% , чем в 2016 году. Выручка от грузовых перевозок составила 770 млрд. тенге. Это выше факта 2016 года на 11,9% и плана на 3%. Положительная динамика достигнута за счет увеличения объема перевозок грузов.
Часть своих доходов компания генерирует от транзитных перевозок, в том числе за счет привлечения дополнительных контейнерных грузопотоков и улучшения коммерческой структуры перевозимой номенклатуры. В 2017 году объем перево­­зок грузов в транзитном сообщении выполнен на 100% и достиг 16 млн. тонн. Рост к уровню 2016 года составил 23%.  
  На сегодняшний день АО «НK «ҚТЖ» сосредоточено на выполнении приоритетной задачи, поставленной Главой государства: нарастить к 2020 году объемы транзитных грузопотоков до 2 млн. контейнеров и увеличить доходы от транзита в размере 5 млрд. долларов США.
  Кроме того, в 2017 году успешно осуществлена сделка по выпуску облигаций на российском рынке, которая является дебютным выпуском иностранного эмитента из числа компаний стран СНГ. Данный выпуск имеет стратегическое значение по расширению рынков привлечения долгосрочного фондирования и, учитывая высокую корреляцию российского рубля с казахстанским тенге, позволит использовать указанный инструмент в целях дальнейшего снижения валютных рисков. Выпуск в российских рублях был признан «Лучшей сделкой иностранного эмитента на российском фондовом рынке в 2017 году».
  Также проведена работа по снижению валютного риска. Компанией была осуществлена конвертация в тенге зай­мов, привлеченных в долларах США.
  Помимо этого, в ноябре 2017 года АО «НК «ҚТЖ» разместило десятилетние еврооблигации объемом $780 млн. с доходностью к погашению 4,8% годовых для финансирования выкупа существующих еврооблигаций, что позволило снизить долговую нагрузку компании в 2020 году путем удлинения срока погашения еврооблигаций, а также снизить расходы по их обслуживанию за счет снижения ставки купона с 6,375% до 4,85% годовых.
  Проактивная работа в рамках управления долговыми обязательствами позволила сбалансировать график погашения кредитного портфеля компании.
 В Послании Главы государства народу Казахстана ставятся задачи по внедрению Интеллектуальной транспортной системы с использованием современных технологий цифровизации на транспорте. За счет чего планируется достижение поставленных целей?
  В соответствии с поручениями Главы государства и Правительства компанией разработана Стратегия «Цифровая железная дорога» на 2018-2022 годы. Два проекта реализуются в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан».
 Стратегия охватывает все ключевые направления деятельности компании: пассажирские, грузовые и мультимодальные перевозки, железнодорожная инфраструктура и корпоративное управление.
   В сфере пассажирских перевозок ҚТЖ во главу угла ставит рост клиентоориентированности услуг.
 В рамках внедряемой технологии электронного билетирования пассажирам представлена альтернативная возможность оформления билетов через 10 интернет-сайтов, свыше 17 тыс. автоматов. Обеспечена прозрачность наличия мест, а также функции «лист ожидания» и «рейтинг поездов». По итогам 2017 года продажи электронных билетов составили 64% от общего числа. Компания ставит перед собой задачу 90% перехода на электронные билеты к 2020 году.
  Для максимизации выручки, увеличения пассажиропотока, повышения эффективности использования подвижного состава путем интеллектуального управления тарифами, гибкого цено­образования планируется внедрение системы динамического управления тарифами на коммерческие поезда. Система будет формировать стоимость проезда в зависимости от сроков покупки билетов и имеющегося спроса.
  Улучшить обратную связь с клиентами позволит централизованная система управления обращениями в режиме 24/7. Обслуживание клиентов станет эффективным за счет выявления их новых потребностей и оперативного реагирования на обращения и жалобы.
   Кроме того, в рамках проекта «Цифровой вокзал» в 2018 году 17 вокзалов будут обеспечены цифровыми сервисами для клиентов (Wi-Fi, ТВ, информационные табло, пункты интерактивной навигации, виртуальный кассир).
   Цифровизация процессов в мультимодальных перевозках направлена, в первую очередь, на решение задачи роста транзитных контейнерных перевозок.
  К примеру, автоматизация процессов СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» позволила сократить прохождение транспорта через КПП с 10 минут до 30 сек., снизить затраты участников при регистрации.
 Для снижения времени обработки заказов и выбора оптимального логистического маршрута внедряется интегрированная платформа управления мультимодальными перевозками по принципу единого окна.
  В сфере грузовых перевозок в рамках повышения клиентоориентированности актуальны задачи по обеспечению свое­временной доставки грузов, сохранности перевозимых грузов, электронному обмену данными с государственными органами и с другими железнодорожными администрациями для упрощения процедуры пересечения границ. Для решения этих задач реализован сервис по онлайн отслеживанию грузов, сервис «электронный замок».
  Также внедрена система «Договорная и коммерческая работа». К системе подключено 22000 внешних клиентов. Достигнута 100% «безбумажная» подача заявок на перевозку грузов. Реализована интеграция с Комитетом государственных доходов Министерства финансов Казахстана (Астана-1) в части подачи предварительной информации в объеме транзитной декларации и получения уникального идентификационного номера предварительной информации (УИНП). До конца года компания планирует организовать электронный обмен с Китаем и Азербайджаном.
  В рамках организации движения по энергоэффективному графику и эффективному планированию перевозочного процесса ведется проект по реализации системы разработки прогнозных графиков движения поездов. Внедрение позволит повысить точность планирования и сократить ручной труд.
  До 2020 года планируется внедрить Центр управления движением поездов для контроля поездной ситуации на участках в режиме онлайн.
  Для сокращения эксплуатационных расходов в 2018 году совместно с General Electric реализуется проект по внедрению системы Trip Optimizer для снижения абсолютного расхода топлива на 5%.
   В этом году в рамках развития железнодорожной инфраструктуры компания ставит задачу перейти к обслуживанию по фактическому состоянию и покомпонентному ремонту инфраструктуры. Для этого в АО «НК «ҚТЖ» реализуется проект АСУ «Магистраль» с применением элементов 4 промышленной революции (big data и Internet of things). Эта система позволит проводить диагностику всей магистральной сети за 15 дней вместо 180 дней, то есть в 12 раз увеличить цикл осмотра путей. 
  Сегодня продолжается поэтапное реформирование железнодорожной отрасли. В этом году на рынок железнодорожных перевозок планируют выйти частные грузовые перевозчики. Каким образом может отразиться это обстоятельство на финансовом положении компании при нынешних условиях осуществления грузовых железнодорожных перевозок?
 Следует отметить, что Казахстан первым на пространстве СНГ приступил к формированию рынка грузовых железнодорожных перевозок. В настоящее время более 20 компаний имеют лицензию на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
  По предварительным оценкам экспертов, появление частных грузовых перевозчиков практически не должно отразиться на доходах Оператора инфраструктуры (функции Оператора инфраструктуры в настоящее время осуществляет филиал АО «НК «ҚТЖ» - «Дирекция магистральной сети»), так как для него не имеет значения, с одного или множества перевозчиков взимать плату за доступ к сети. Вместе с тем, по действующей методологии тарифообразования, доходы Оператора инфраструктуры зависят от номенклатуры перевозимых грузов. Если частные перевозчики привлекут такие грузы, как нефть, нефтепродукты, то доходы Оператора инфраструктуры вырастут. Соответственно, в противном случае – доходы уменьшатся.
  Что касается влияния на финансовое положение национального перевозчика грузов – АО «ҚТЖ – Грузовые перевозки» (дочерняя компания АО «НК «ҚТЖ»), в условиях множественности частных перевозчиков, то оно однозначно будет. Надо полагать, что частные перевозчики будут ориентированы на перевозку доходных грузов (нефтяные, черные, цветные и лом металлов) с высокой маржинальностью. В то время как АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки», в силу социальных обязательств перед Правительством, будет вынуждено перевозить низкодоходные социальные грузы (уголь, зерно и др.), не имея возможности компенсировать выпадающие доходы. 
  Так, АО «ҚТЖ-Грузовые перевозки» частично субсидирует пассажирские перевозки по социально значимым маршрутам, предоставляя услуги локомотивной тяги по заниженному тарифу.
  Таким образом, в условиях сохранения породовой дифференциации грузов, перекрестного субсидирования социально значимых пассажирских перевозок за счет грузовых перевозок и усреднения тарифов по типам локомотивной тяги развитие рынка грузовых перевозок может негативно отразиться на финансовом положении АО «ҚТЖ-ГП».
   Однако в случае равномерного распределения нагрузки по выполнению социальных обязательств между частными и национальным перевозчиком, рынок будет эффективно развиваться, оказывая давление на стоимость перевозок и улучшение качества услуг.
   Отмечу, что Правительством совместно со всеми причастными сторонами ведется работа по созданию условий для функционирования множественности перевозчиков грузов.
   В компании продолжает действовать Программа трансформации бизнеса. Насколько нам известно, Вы курируете несколько проектов. Расскажите о них, пожалуйста. На каком этапе реализации они находятся в настоящее время?
   В 2017 году в АО «НК «ҚТЖ» стартовали два крупных проекта «Интегрированная система планирования» (ИСП) и «Внедрение основных процессов управления предприятием» (ИНТ-1). Решением руководства компании на меня были возложены обязанности Спонсора данных проектов. В настоящее время проектные команды активно работают над достижением поставленных целей.
  Цель проекта ИСП – совершенствование процесса планирования на всех этапах: от определения в целом грузопотока в региональном масштабе и производственного планирования до утверждения стратегических финансовых показателей, которые коснутся от линейного до корпоративного уровней планирования, и в трех горизонтах планирования: стратегический (более 5 лет), среднесрочный (1-5 лет) и оперативный (менее 1 года).
  Реализация проекта позволит значительно сократить сроки составления прогнозов и планов на будущий год, повысить точность и верифицируемость прогнозов, рассматривать различные сценарии развития будущего в оперативном порядке с оценкой их влияния на производственные и финансовые показатели компании.
    По проекту завершены работы по фазе «Запуск». На данном этапе определены цели, задачи проекта, общий объем работ, сроки его реализации, а также разработаны и утверждены все формализующие документы. Кроме того, разработанный проектной командой прототип ИСП был перенесен на серверы компании. И начата работа по составлению прогноза на 2018 год.
   В настоящее время проектная команда совместно с консультантами приступили к работам, предусмотренным в фазе «Дизайн». Детально оценивается масштаб изменений в компании и объем предстоящих работ по внедрению изменений.
  Повысить операционную эффективность компании посредством внедрения целевых бизнес-процессов и их автоматизации позволяет проект ИНТ-1.
  В результате реализации данного проекта мы ожидаем ускорить процесс сбора и обработки аналитической информации, централизовать корпоративные процессы казначейства, повысить качество управленческой отчетности, а также усовершенствовать действующие модели бухгалтерского и налогового учета.
  Реализация комплекса всех этих мероприятий повысит достоверность и прозрачность процессов управления предприятием, что в совокупности обеспечит качественное исполнение установленных акционером стратегических КПД компании.
  Проектной командой завершена работа по тиражированию Многофункционального центра обслуживания в филиалах АО «НК «ҚТЖ», проведена диагностика действующих процессов управленческого учета, подготовлена Концепция бюджетного планирования и управленческой отчетности, а также Концепция раздельного учета и расчета себестоимости.
  В настоящее время осуществлен переход проекта на следующую фазу «Дизайн», включающую подготовку соответствующей методологии преобразований.
   В апреле текущего года стартовал проект «Оптимизация управления запасами». Проект нацелен на улучшение финансовых показателей АО «НК «ҚТЖ» в части управления оборотным капиталом и материальными потоками, и направлен на улучшение оборачиваемости запасов за счет внедрения моделей пополнения.
  Осуществление запланированных задач по этому проекту даст возможность улучшить уровень логистического сервиса, сократить время цикла заказа, повысить надежность поставки, увеличить эффективность использования складской инфраструктуры, а также развить компетенции в области управления запасами и логистической инфраструктурой.
   Проектная команда уже работает в фазе «Запуск». Определяются цели, задачи проекта, объем запланированных работ, ведется работа по разработке формализующих документов в соответствии с Методологией трансформации Фонда.
  Помимо названных выше приоритетных проектов, в рамках Программы трансформации бизнеса АО «НК «ҚТЖ» реализуется ряд фоновых. Один из них – проект «Внедрение референсных процессов по управлению портфелем бизнес-инициатив и проектами». Он обеспечивает реализацию стратегических целей посредством эффективного управления инвестиционными проектами и инвестиционным портфелем проектов путем унификации, стандартизации методик и автоматизации этих процессов.
  Успешное внедрение системы уп­равления инвестиционными проектами позволит обеспечить в перспективе единые подходы к управлению ими, выбор и реализацию рентабельных и конкурентоспособных проектов, реализацию проектов в рамках утвержденных сроков, бюджета, реализовывать единовременно несколько сложных, крупных проектов, а также сформировать единую базу знаний для будущих проектов.
 Инвестирование – неотъемлемая составляющая успешной финансовой деятельности. Каковы приоритеты и направления основных капиталовложений АО «НК «ҚТЖ» на ближайшее будущее?
   Глава государства в своем Послании текущего года определил, что предстоит сделать для успешной навигации и адаптации в новом мире – мире Четвертой промышленной революции. Безусловно, для реализации указанных задач АО «НК «ҚТЖ» наметило на ближайшую перспективу основные приоритеты в инвестиционной деятельности.
  Как я уже говорил выше, компания прорабатывает реализацию проектов по программе «Цифровой Казахстан», направленных на создание высокоскоростной беспроводной сети передачи данных по всей протяженности железных дорог. Предусматривается внедрение спутникового интернета в пассажирских поездах, оснащение вокзалов цифровыми технологиями и услугами, автоматизация процессов разработки прогнозных графиков движения поездов, создание интегрированных платформ управления мультимодальными перевозками и многое другое.
   В рамках реализации задачи по повышению эффективности транспортно-логистической инфраструктуры компания в текущем году продолжает реализацию второй фазы строительства порта Курык – автомобильного перехода. Здесь необходимо отметить колоссальную финансовую поддержку со стороны государства. 98% от стоимости проекта профинансировано за счет средств республиканского бюджета.
 Также нами прорабатывается вопрос реализации масштабной программы модернизации железнодорожной инфраструктуры, результатом которой должно явиться повышение скоростей движения контейнерных поездов до 1500 км/сутки.
   Особое внимание АО «НК «ҚТЖ» будет направлено на инвестиции в новые сектора с высоким потенциалом роста и доходностью. В рамках Плана нации «100 конкретных шагов» компанией в целях интеграции Казахстана в международные транспортно-коммуникационные потоки планируется создание транспортно-логистических центров и терминалов как внутри страны, так и за ее пределами.
  Также в целях обеспечения спроса грузоотправителей и пассажиров в услугах железнодорожного транспорта будут продолжены инвестиции в обновление парка подвижного состава, развитие железнодорожной инфраструктуры, реализацию мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности движения поездов.
 Инвестиционная деятельность АО «НК «ҚТЖ» должна способствовать росту ее долгосрочной стоимости. Для эффективной реализации инвестиционных проектов задана четкая финансовая дисциплина, базирующаяся на рыночных принципах. При этом ключевыми критериями реализации инвестиционных проектов будут выступать доходность и стратегическая значимость для развития страны.
 

Назад к списку статей