Редакционно-издательский центр

Навстречу росту и развитию

 

 Развитие транспортного комплекса является одной из приоритетных задач экономической политики государства. О конкурентоспособности транспортной отрасли РК, о новых автоматизированных и инфраструктурных проектах, внедряемых сегодня, рассказал в интервью редакции журнала Транс-LOGISTICS Казахстан министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек.
  В этом году ожидается публикация глобального рейтинга Всемирного Банка LPI 2018 (Индекс эффективности логистики). По итогам прошлой публикации глобального рейтинга 2016 года Казахстан занял 77 место среди 160 стран мира, поднявшись на 11 позиций по сравнению с 2014 годом. Женис Махмудович, какая работа была проделана по повышению конкурентоспособности транспортной отрасли в этом году?
  Для Казахстана, как и для других стран, LPI Всемирного банка является основным интерактивным инструментом, содействующим выявлению проблем торговой и транспортно-логистической деятельности.
 За последние два года улучшились позиции Казахстана по качеству инфраструктуры (на 41 позицию), эффективности таможни (на 35 позиций), простоте организации международных перевозок (на 18 позиций) и возможности отслеживания грузов (на 10 позиций). По остальным двум показателям наблюдается незначительное снижение. Основными сдерживающими показателями являются «компетенция в логистике» и «соблюдение сроков доставки».
 В рамках Государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» на 2015-2019 годы предусмотрен целевой индикатор «Улучшение позиции Казахстана в индексе эффективности логистики Всемирного Банка», по которому планируется достичь 50-го места к концу 2018 года.
 В связи с этим, в целях улучшения позиции Казахстана в LPI, в декабре 2016 года был подписан План мероприятий по совершенствованию логистической системы Республики Казахстан по показателям Индекса эффективности логистики на 2017-2018 годы с Союзом транспортников Казахстана (СТК) «KAZLOGISTICS», а также с Комитетом государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (КГД МФ).
 В рамках данного Плана мероприятий на ежеквартальной основе Министерством совместно с СТК «KAZLOGISTICS», КГД МФ и АО «НК «ҚТЖ» проводятся заседания по исполнению пуктов данного Плана.
 Необходимо отметить, что в рамках Государственной программы «Нұрлы жол» построено более 2 500 км железных дорог, реконструировано 6 300 км автомобильных дорог, увеличены портовые мощности на Каспийском море до 26 млн. тонн, проведена реконструкция взлетно-посадочных полос в 15 аэропортах, что положительно влияет на «качество инфраструктуры» и «простоту организации международных перевозок».
 Кроме того, с 1 октября 2017 года по всей стране запущен первый компонент ИС «АСТАНА-1», подсистема «Таможенный транзит», посредством которой оформляется весь транзит. Система контролирует весь процесс от подачи информации о перевозке груза до выпуска декларации, что также отражается на сокращении времени проведения таможенных операций и финансовых издержках для бизнеса. Запуск данной системы положительно влияет на «эффективность таможни», «возможность отслеживания грузов» и «соблюдение сроков поставки».
 Также необходимо учитывать, что LPI является исключительно субъективным рейтингом, составляющимся на основании ответов членов Ассоциации экспедиторов Казахстана. То есть, проводимая работа по улучшению логистики в других странах также влияет на позицию Казахстана в рейтинге. Поэтому проводимая нами работа не может гарантировать достижение запланированных значений показателя «Улучшение позиции Казахстана в LPI Всемирного банка».
 Цифровизация сегодня является одним из трендов развития казахстанской экономики, не является исключением и транспортная отрасль. Какие новшества ожидают транспортно-логистический комплекс в данной сфере?
  В настоящее время Министерством в рамках государственной программы «Цифровой Казахстан» ведется работа по созданию Интеллектуальной транспортной системы (ITS). Цель ITS – системная интеграция современных ИКТ с транспортной инфраструктурой, транспортными средствами и пользователями, ориентированная на повышение безопасности и эффективности транспортного процесса.
 На основе международного опыта Министерством определены 8 базовых компонентов (4 на республиканском уровне, 4 – на региональном) Интеллектуальной транспортной системы. В текущем году ведутся работы по внедрению одного из компонентов – системы взимания платы на участках Астана – Темиртау, Алматы – Капшагай и Алматы – Хоргос, общей протяженностью 469 км. Также завершаются работы по проектированию на 13 участках общей протяженностью 5,5 тыс. км. В целом до 2020 года планируется внедрить платность на 16 участках дорог.
 Будет разработано мобильное приложение использования RFID-меток для бесконтактного списания средств при проезде, а также ведется установка видеокамер, метеодатчиков и информационных табло для информирования водителей.
 Еще один компонент – это специальные автоматизированные измерительные средства (САИС) для обеспечения взвешивания транспорта в движении, учета интенсивности, электронной регистрации разрешений на проезд. В 2018 году планируется запуск 12 САИС, и в целом к 2020 году довести их общее количество до 46 единиц.
 Также для обеспечения безопасности при перевозках тяжеловесных, крупногабаритных и опасных грузов на основе частной финансовой инициативы разрабатывается Система диспетчеризации и онлайн-мониторинга соблюдения маршрутов.
 Внедрение Системы управления дорожными активами позволит на основе детальных данных о состоянии дорог оптимизировать расходы, выделяемые на выполнение работ по содержанию и ремонту дорог.
 С 1 октября 2017 года ведется поэтапный ввод модулей системы в опытную эксплуатацию и интеграция с информационными системами Министерства. Также прорабатываются соответствующие изменения в законодательство по созданию «Центра качества дорожных активов», который будет реализовывать возможности данной Системы.
 Касательно регионального уровня ИТС могу назвать 4 компонента: система фото- и видеофиксаций; система мониторинга пассажирских перевозок и электронного билетирования; система управления дорожным движением; система управления парковками.
 В целом, внедрение Интеллектуальной транспортной системы и цифровизация отраслей транспорта позволит достичь следующих показателей:
• сокращение количества ДТП – 8-10%;
• Сокращение времени в пути – 20%;
• Повышение доступности информации – 70%;
• Сокращение вредных выбросов – 24%.
 Кроме проектов Интеллектуальной транспортной системы имеются проекты по цифровизации отдельных направлений и процессов в гражданской авиации и железнодорожной отрасли.
 В сфере грузовых авиаперевозок ведется работа по внедрению информационных систем безбумажного документооборота «E-freight», а также по сбору и обработке данных об авиапассажирах.
  14 июня 2018 года был подписан Договор первого проекта ГЧП в сфере цифровизации транспорта в Казахстане «Внедрение и адаптация информационной системы безбумажного документооборота в области грузовых авиаперевозок «Е-freight». Данная система позволит заменить предоставление 20 документов в бумажном виде на предоставление их в электронном виде, что существенно сократит временные издержки.
 Также ведется работа по внедрению информационной системы по сбору и обработке данных об авиапассажирах, связанной с обеспечением национальной и авиационной безопасности, повышением общественного порядка. Основными потребителями данной информационной базы будут правоохранительные и специальные органы страны. Данный проект также реализуется по механизму ГЧП (частная инициатива от консорциума компаний «Safran Identity&Security» (Франция) и ТОО «Secure Tech Corporation» (Казахстан).
 В мае стартовало строительство «Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги». Реализация каких еще инфраструктурных проектов запланирована в ближайшей перспективе?
 31 мая 2018 года начата реализация первого крупного концессионного проекта в стране – строительство большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги (БАКАД). Это важный и необходимый проект, который предусматривает строительство объездной автомобильной дороги вокруг Алматы протяженностью 66 км по параметрам I технической категории с 6-полосным движением сроком на 4,5 года и эксплуатацию сроком на 15,5 лет. Данный проект даст возможность снизить транспортный поток в черте города Алматы, уменьшить количество транзитного автотранспорта, улучшить экологическую обстановку города, увеличить эксплуатационную скорость движения автомобилей. Также проект обеспечит бесперебойное и безопасное движение, в том числе ликвидацию очагов аварийности.
 Начало реализации БАКАД создало благоприятные предпосылки для реализации ряда других автодорожных проектов за счет роста привлекательности казахстанской правовой и нормативной базы, куда были внесены изменения и дополнения в ходе подготовки проекта.
 Так, на сегодняшний день ведется аналогичный концессионный проект по строительству и эксплуатации обходов городов Шымкент и Сарыагаш. Строительство предполагается начать к 2020 году.
 Наряду с данными проектами Министерством ведется колоссальная работа по реконструкции автомобильных дорог республиканского значения в рамках госпрограммы «Нұрлы жол». В текущем году одновременно реконструкцией охвачены свыше 4 тыс. км автодорог. Реализуются крупные проекты Астана – Алматы, Астана – Павлодар – Семей – Калбатау, Актобе – Атырау – Астрахань, Талдыкорган – Усть-Каменогорск, Калбатау – Майкапшагай, Мерке – Бурылбайтал, Ушарал – Достык, а также ведется реконструкция ряда других автодорог. Проекты реализуются за счет бюджетных средств и привлеченных займов международных финансовых институтов.
 В ближайшей перспективе планируется реконструировать автодорогу Кызылорда – Жезказган – Караганды – Калкаман и построить коридор Центр – Запад по маршруту Астана – Аркалык – Торгай – Иргиз – Шалкар – Кандыагаш.
 
 Towards growth and development
 The development of the transport sector is one of the priority tasks of the state economic policy. In an interview with the editorial office of Trans-LOGISTICS Kazakhstan, the Minister for Investment and Development of Kazakhstan, Zhenis Kasymbek, had spoken on the competitiveness of Kazakhstan’s transport sector with other countries, on new automation and infrastructural projects being implemented today.
 This year it can be expected that a global rating of the World Bank LPI 2018 (Logistics Efficiency Index) would be published. Following the results of the previous publication of the global rating of 2016, Kazakhstan ranked 77th among 160 countries, rising 11 positions compared to 2014. Zhenis Makhmudovich, what work has been done to improve the competitiveness of the transport sector this year?
  For Kazakhstan, as for other countries, the World Bank LPI is the main interactive tool that helps to identify problems of trade and transport and logistics activities.
 Over the past two years, Kazakhstan's position on the quality of infrastructure (by 41 positions), the efficiency of customs (by 35 positions), the simplicity of the organization of international transportation (by 18 positions) and the ability to track cargoes (by 10 positions) have improved. The other two indicators show a slight decrease. The main constraining indicators are "competence in logistics" and "delivery time compliance".
 As part of the National Program for Infrastructure Development "Nurly Zhol" for 2015-2019, the target indicator "Improving Kazakhstan's position in the World Bank Logistics Performance Index" is envisaged, according to which it is planned to reach the 50th place by the end of 2018.
 In this regard, in order to improve position of Kazakhstan in the LPI, the Union of transport workers of Kazakhstan (UTWK) "KAZLOGISTICS" and with the State Revenue Committee of the Ministry of Finance of the Republic of Kazakhstan (SRC MF), the Work Plan on Improving of the Logistics System of the Republic of Kazakhstan on Indicators of the Logistics Performance Index for 2017-2018 in December 2016 was signed.
Within the framework of this Work Plan, the Ministry together with the UTWK "KAZLOGISTICS", SRC MF and JSC "NC" KTZh" hold meetings on the implementation of the items of this Plan on a quarterly basis.
 It should be noted that more than 2,500 km of railways have been built within the State Program "Nurly Zhol", 6,300 km of roads have been reconstructed, the port capacities in the Caspian Sea have been increased to 26 million tons, and the runways at 15 airports have been reconstructed, that positively affects "the quality of the infrastructure" and "organization simplicity of international transport".
 In addition, from October 1,2017, the first component of the ASTANA-1 information system, the "Customs transit" subsystem, through which all the transit is made, was launched across the country. The system monitors the entire process from the submission of information about the transport of goods before the release of the declaration, which also affects the reduction of the time for conducting customs operations and financial costs for business. The launch of this system positively affects the "efficiency of customs", "the ability to track cargoes" and "delivery time compliance."
 It should also be taken into account that LPI is an exclusively subjective rating, compiled on the basis of responses of the members of the Kazakhstan Freight Forwarders Association. That is, the ongoing work on improving of logistics in other countries also affects the position of Kazakhstan in the ranking. Therefore, our work can not guarantee the achievement of the planned values of the indicator "Improving of the position of Kazakhstan in the LPI of the World Bank".
  Digitalization today is one of the trends in the development of Kazakhstan's economy, and the transport industry is not an exception. What innovations are expected by the transport and logistics complex in this area?
  Currently, the Ministry is working on the creation of the Intelligent Transport System (ITS) under the Digital Kazakhstan state program. The goal of ITS is the system integration of modern ICT with transport infrastructure, vehicles and users, focused on improving the safety and efficiency of the transport process.
 Based on international experience, the Ministry identified 8 basic components (4 at the national level, 4 at the regional level) of the Intelligent Transport System. In the current year, work is underway to introduce one of the components – a toll system at the sections Astana-Temirtau, Almaty-Kapshagai and Almaty-Khorgos, with a total length of 469 km. Also works on designing 13 sections with the total length of 5,5 thousand km are being completed. In general, it is planned to introduce road toll for 16 road sections by 2020.
 A mobile application of the use of RFID tags for contactless transactions will be developed, and video cameras, meteorological sensors and data panels for informing drivers will be installed.
  Another component is special automated measuring equipment (CAME) for weighing traffic in motion, taking into account the intensity of automobile traffic, and electronic registration of permits for traffic pass. In 2018 it is planned to launch 12 CAMEs, and target to bring their total number to 46 units by 2020.
  Also, to ensure safety when transporting heavy, large-sized and dangerous goods on the basis of private financial initiative, a system for dispatching and online monitoring of routes compliance is being developed.
 The implementation of the Road Asset Management System will reduce the expenses allocated for the maintenance and repair of roads on the basis of detailed data on the state of roads.
 Since October 1,2017, a phased introduction of the modules into operating system and integration with the information systems of the Ministry is being conducted. Also, relevant amendments are being made to the legislation on the creation of a "Center for the Quality of Road Assets", which will implement the capabilities of this System.
 Regarding the regional level of ITS, I can name 4 components: a system of photo and video fixations; system for monitoring passenger transportation and electronic billing; a traffic management system; parking management system.
 In general, the introduction of the Intelligent Transport System and the digitization of transport industries will achieve the following indicators:
• Reduction in the number of road accidents – 8-10%;
• Reduction of travel time – 20%;
• Increase access to information – 70%;
• Reduction of noxious emissions – 24%.
 In addition to the projects of the Intelligent Transport System, there are projects for the digitization of certain areas and processes in the civil aviation and railway industry.
 In the field of cargo air transportation work is being carried out on introduction of information systems for paperless document flow "E-freight", as well as on air passengers data collection and processing.
 On June 14,018, the Agreement of the first PPP project in the field of transport digitalization in Kazakhstan "Implementation and adaptation of the "E-freight" information system for paperless document flow in the field of air cargo carriage was signed. This system will replace 20 documents in paper forms to electronic form, which will significantly reduce the time and costs.
 Also the work is underway to introduce an information system for the collection and processing of data on flight passengers related to national and aviation security, and the improvement of public order. The main consumers of this information base will be law enforcement and special authorities of the country. This project is also implemented under the PPP mechanism (private initiative from the consortium of companies "Safran Identity & Security" (France) and "Secure Tech Corporation" LLP (Kazakhstan).
  In May the construction of the "Big Almaty Ring Motorway" started. What other infrastructural projects are planned in the near future?
 On May 31,2018, the first major concession project in the country was started – construction of the Big Almaty Ring Motorway (BARM). This is an important and necessary project, which envisages the construction of a 66 km long bypass road around Almaty in terms of parameters
 I of technical category with a 6-lane traffic for a period of 4.5 years and operation for a period of 15.5 years. This project will provide an opportunity to reduce the traffic flow in the city of Almaty, reduce the number of transit vehicles, improve the ecological situation of the city, increase the operational speed of vehicles. The project will also ensure uninterrupted and safe traffic, including the elimination of accident causes.
 The launch of the BARM has created favorable prerequisites for the implementation of a number of other road projects due to the growing attractiveness of the Kazakhstan legal and regulatory framework, where changes and additions were made during the preparation of the project.
 Thus, at the moment the similar concession project on construction and operation of bypass of Shymkent and Saryagash cities is being conducted. Construction is expected to start by 2020.
 Along with these projects, the Ministry is conducting colossal work on the reconstruction of highways of national importance within the framework of the state program "Nurly Zhol". This year, at the same time, over 4,000 km of roads are covered by the reconstruction. Large projects Astana – Almaty, Astana – Pavlodar – Semey – Kalbatau, Aktobe – Atyrau – Astrakhan, Taldykorgan – Ust-Kamenogorsk, Kalbatau – Maykapshagai, Merke – Burylbaytal, Usharal – Dostyk are being implemented, and a number of other roads are being reconstructed. Projects are implemented at the expense of budgetary funds and borrowed loans from international financial institutions.
 In the near future it is planned to reconstruct the Kyzylorda – Zhezkazgan – Karaganda – Kalkaman road and build the Central – West corridor on the route Astana – Arkalyk – Torgai – Irgiz – Shalkar – Kandyagash.

Назад к списку статей