Редакционно-издательский центр

Транспорт - ключевой компонент горно-металлургического комплекса

  21 июня в Конгресс-Центре ЭКСПО 2017 в Астане завершил свою работу Всемирный Горный Конгресс 2018. В этом году Конгресс объединил три юбилейные даты: 60 лет со дня основания ВГК, 25-й юбилейный ВГК и 20-летие столицы Казахстана Астаны. Конгресс прошел под лозунгом: «Инновационное превосходство – шаг вперед на пути к росту мировой горной промышленности».

 Важность проведения ВГК в Казахстане сложно переоценить. На сегодняшний день это самое крупное и весомое мероприятие в горно-металлургической отрасли. И тот факт, что он впервые проводится на территории СНГ, говорит об авторитете Республики Казахстан в мировом сообществе в целом и горно-металлургической отрасли в частности.   В Конгрессе приняли участие более 2389 делегатов из 50 стран, 368 авторов-докладчиков из 37 стран, 58 ассоциаций, 79 университетов, в числе которых делегации из Австралии, Австрии, Канады, Норвегии, Франции и др.
 Одним из ключевых мероприятий Конгресса стала сессия по транспорту и логистике, организованная ТОО «ТрансКом», входящим в состав Евразийской Группы (ERG). Деловая программа мероприятия состояла из трех тематических подсессий, отражающих основные тренды развития транспортно-логистической отрасли, влияющих на организацию перевозок горно-металлургических грузов, – реформирование железнодорожного транспорта, усовершенствование транспортной инфраструктуры (в т. ч. внутризаводской), повышение эффективности перевозок за счет внедрения современных IT-решений, выстраивание партнерских отношений между всеми участниками перевозочного процесса и т.д.
 Мероприятие прошло в формате открытого диалога между представителями компаний грузовладельцев, профессиональных ассоциаций (АНЭК, КазАПО, АГМП), частных транспортно-логистических компаний и государственных структур. География спикеров и делегатов сессии была представительна – на одной площадке делились опытом и озвучивали свои предложения и идеи участники из Казахстана, России, Германии, Франции, Индии, и других стран мира. Формат мероприятия позволял не только слушать доклады, но и выступать с комментариями и предложениями, а также выражать свои мнения и предпочтения в дискуссиях и обсуждениях.
 С презентацией о путях повышения эффективности организации железнодорожных перевозок горно-металлургических грузов выступил исполнительный директор Ассоциации горнодобывающих и горно-металлургических предприятий Казахстана (АГМП) Николай Радостовец. Он отметил, что в условиях реформирования железнодорожных перевозок горнодобывающие компании ожидают четко заданных параметров, поскольку от уровня железнодорожных тарифов, скорости перевозок, наличия вагонного парка во многом зависит конкурентоспособность продукции горно-металлургического комплекса.
 Руководитель ассоциации обозначил ряд актуальных вопросов, волнующих сегодня горнодобывающие компании. Во-первых, это неопределенные перспективы реформирования железнодорожного транспорта. По мнению спикера, остается неясным, приобретать ли компаниям вагоны и локомотивы или ими будут обеспечивать системообразующие и новые субъекты перевозок. Предприятия по-разному выходят из положения: одни создают собственный парк вагонов, другие обращаются в ҚТЖ, а третьи надеются, что с созданием конкурентной среды проблем с вагонами не будет.
 «Судя по всему, появятся несколько частных перевозчиков. Но кто будет возить социально значимые грузы, скажем, уголь? Частники, которые придут, пожелают взять лучшие участки. Поэтому перевозка социально значимых грузов должна быть законодательно закреплена за национальным перевозчиком», – высказал предложение Н. Радостовец.
 Во-вторых, в настоящее время разрабатывается новый Закон «О железнодорожном транспорте», в котором прописывается приоритет транзитных перевозок. Но в условиях слабой разветвленности и ограниченной пропускной способности железной дороги установление приоритета транзитных перевозок приведёт к тому, что все остальные перевозки будут осуществляться по остаточному признаку, что нанесет ущерб интересам казахстанских предприятий ГМК.
 «Получается, что экспортные грузы будут не в приоритете?! И если не будет хватать вагонов, локомотивов, то в первую очередь они будут выдаваться тем, кто везёт грузы через Казахстан в Россию, Европу?! Это будет в интересах ҚТЖ, но не компаний-экспортеров, создающих потенциал налогообложения в Казахстане», – озвучил насущные проблемы предприятий ГМК руководитель ассоциации.
 По его мнению, в связи с тем, что появятся частные перевозчики и будет сформирована новая законодательная база, необходимо определить модель функционирования железнодорожных перевозок на перспективу. При ней регулирование локомотивной тяги со стороны Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (КРЕМиЗК) МНЭ РК должно сохраняться, пока не будет развита конкуренция на рынке железнодорожных перевозок. Не все имеют равные возможности участвовать на этом рынке. Поэтому КРЕМиЗК необходимо задать правильные конкурентные основы развития перевозочного процесса, отрегулированные с уполномоченным органом.
 «Нам важно не потерять те преимущества, которые все эти годы давала железная дорога. Железнодорожные тарифы позволяли горнодобывающим компаниям быть конкурентоспособными. Надеюсь, что реформы, которые наметили МИР РК и АО «НК «ҚТЖ», будут успешно реализованы, и мы сможем не просто увеличить объёмы перевозок на 6-7%, как в прошлом году, но и существенно нарастить экспортные возможности Казахстана. Тем более, у нас есть большие намерения по продаже за рубеж угля и другой горнодобывающей продукции», – заключил Н. Радостовец.
Эдуард Каплан, академик Международной академии транспорта (ITA), член-корреспондент Национальной инженерной академии РК в свою очередь отметил, что анализ факторов, негативно влияющих на выполнение плановых объемов перевозок, показал, что 60% проблем возникает из-за неподачи вагонов. При этом неразвитость инфраструктуры составляет лишь 15%, а неэффективное взаимодействие участников процесса – лишь 10%.   Следовательно, для совершенствования системы организации перевозочного процесса необходимо обратить особое внимание на хроническую проблему выгрузки, а также на проблему взаимодействия грузоотправителя/грузополучателя со станциями примыкания. Кроме этого можно рассмотреть внедрение системы оплаты за сверхнормативные простои вагонов при погрузке и выгрузке. И наконец, будет весьма полезным накопление и анализ статистики о причинах невыполнения суточных планов перевозок, совершенствование договоров подачи-уборки вагонов, актуализация ЕТП, усиление ответственности и контроля по его выполнению.
 Также на сессии выступили такие спикеры, как Виктор Рупп, вице-президент компании SIEMENS в России, который в презентации «Горная отрасль 4.0, Видение 2030» представил аудитории решения концерна в сфере цифровизации горной промышленности, включая и транспортно-логистическую отрасль. Об основных тенденциях на рынке перевозок грузов в горно-металлургической отрасли и направлениях деятельности компании рассказал заместитель директора по производству АО «АрселорМиттал  Темиртау» Винит Мохан.
 На сессии были широко освещены и вопросы транспортной инфраструктуры. Первый вице-президент ТОО «Управляющая компания Prime Group» Хурам Мурадов подготовил исчерпывающую информацию о строительстве объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры в Казахстане. Х. Мурадов провел экскурс для участников, рассказав обо всех особенностях железнодорожной отрасли с момента обретения независимости Казахстаном по сегодняшний день. Вместе с тем, он с гордостью отметил, что почти все новые железнодорожные проекты страны были реализованы силами ТОО «Integra Construction KZ», которое является лидером в своей отрасли.
Генеральный директор ЗАО «ТЭК «Желдоринтеграция» Николай Тушин представил участникам сессии оптимизационные модели развития объектов железнодорожной транспортной инфраструктуры, опыт их внедрения и получаемый эффект.
 С актуальным докладом на тему «Комплексные решения SAP для управления цепочками поставок в горнодобывающей отрасли» выступил Константин Фролов, эксперт решений SAP в DigitalS Cи IoT. Также большой интерес вызвала презентация коммерческого директора компании GEFCO в России Никиты Пушкарева на тему «Оптимизация логистической системы поставок на основе 4PL при перевозке негабаритных горно-металлургических грузов и оборудования для строительства объектов инфраструктуры».
 Спикеры и участники мероприятия были единодушны в оценке актуальности сессии и ее несомненной полезности и важности для эффективного развития как транспортно-логистической, так и горно-металлургической отраслей.
 Подводя итоги, председатель сессии  Эдуард Каплан особо отметил ключевую роль IT-технологий в дальнейшем развитии транспортно-логистического бизнеса и сделал акцент на необходимости развития стратегии партнерства как инструменте для решения многих задач при организации перевозок горно-металлургических грузов.
 
 

 

Назад к списку статей