Редакционно-издательский центр

Казахстанский путь инженера новой формации

 

   В этом году Владимиру Викторовичу Шнейдмюллеру исполняется 70 лет, по паспорту – пенсионер, по сути – не стареет ветеран-железнодорожник. Все так же болеет душой за дело, как и полвека назад, когда пришел работать на железную дорогу. Нельзя переоценить его вклад в обеспечение стабильной работы важнейшей транспортной артерии Казахстана – стальной магистрали. Знак «Почетный железнодорожник», грамоты и благодарности от руководства, отзывы коллег – лучшее тому подтверждение.
 В Павлодарской области есть аул Малайсары, где 18 сентября 1948 года родился Владимир Викторович Шнейдмюллер. Глава семьи Виктор Иванович работал главным агрономом в этом ауле, а потом несколько десятилетий занимал руководящие посты в областном управлении сельского хозяйства, показав себя хорошим специалистом и руководителем. Дети в семье росли окруженные любовью и заботой матери – Анны Абрамовны. Исключительная женщина до конца своих дней была душой семьи, её центром притяжения. Родители воспитали достойных сыновей и внуков.
 Удивительный путь заслуженного железнодорожника Владимира Шнейдмюллера начался с Павлодарского локомотивного депо, куда он в июле 1966 года пришел на работу учеником слесаря, а с 1967 года стал помощником машиниста. В 1968 году юный железнодорожник после окончания Целиноградского техникума железнодорожного транспорта работал в родном депо техником, а затем мастером по замерам. Но в этом же году молодому специалисту пришлось сделать перерыв в начавшихся трудовых буднях и отдать воинский долг стране. Два года Владимир Викторович служил в Забайкалье на советско-китайской границе. После службы в армии вернулся в Павлодарское локомотивное депо в качестве помощника машиниста, а с 1972 года – машиниста тепловоза. С энтузиазмом и полной самоотдачей приступил он к работе на тепловозе, а это большая ответственность и необходимость быть предельно внимательным. Владимир Шнейдмюллер проявлял особый интерес к устройству локомотива, досконально изучил все узлы громадной машины. Впоследствии именно живая инженерная мысль, постоянное пополнение запаса технических знаний сыграли решающую роль, когда он,  уже будучи машинистом, поменял пульт управления локомотивом на работу в цехах родного депо.
 За напряженной работой летели годы трудовой деятельности нашего героя, который все глубже постигал премудрости работы локомотивного хозяйства. В 1976 году Владимир Викторович становится заместителем начальника локомотивного отдела Павлодарского отделения. Он смог с первых дней показать себя специалистом с широким кругозором, хорошо подготовленным, с капитальным багажом знаний. Не боялся работы. Любые поручения, которые давались, Шнейдмюллер старался исполнить в отведенные сроки и так, как надо, чтобы не возникало никаких вопросов, тем паче замечаний или нареканий. В 1979 году он вернулся в родное локомотивное депо на должность главного инженера, а с 1982 года целеустремленный, ответственный, технически грамотный железнодорожник уже руководил локомотивным депо, в котором начался его трудовой путь.
  «В судьбе человека все зависит от него самого. Если он добивается поставленной цели, то станет хорошим ученым, инженером, замечательным руководителем. Успешный специалист должен обладать здоровыми амбициями. Правда, амбиции должны быть направлены на дело, а не на выяснение отношений», – эти слова Владимира Викторовича были девизом и для него самого. Производственные задачи порой требовали от него как от инженера локомотивного депо более обширных и глубоких научных знаний, поэтому Шнейдмюллер прошел обучение в Омском институте инженеров железнодорожного транспорта по специальности «Электрификация железнодорожного транспорта».
  Именно в этот период судьба свела пути известного железнодорожника, в тот момент главного инженера Целинной дороги Нигматжана Кабатаевича Исингарина и нашего героя. «Я познакомился с Владимиром Шнейдмюллером во время рабочей поездки в Павлодар. Он работал тогда в локомотивном депо, и удивил меня своей начитанностью, грамотностью, умением анализировать ситуацию и складывать собственное мнение. В ходе разговора выяснилось, что окончил он только железнодорожный техникум, а дальнейшее обучение затратно по времени. Эта проблема заставила меня задуматься, потому что не раз встречал на железной дороге молодых специалистов, окончивших техникум, с опытом работы, которым требовалось высшее образование. Тогда я договорился с руководством института, что будет организовано обучение для таких ребят по ускоренной программе – 2-3 года. Это были грамотные, перспективные железнодорожники, для которых эта программа сыграла немалую роль в профессиональном становлении. В. Шнейдмюллер – один из них, поэтому я с удовлетворением вспоминаю, что сумел поучаствовать в развитии его трудового пути», – вспоминает Нигматжан Исингарин.
  Становление молодого руководителя совпало по времени с большими переменами, которые происходили в отрасли. В 1977 году было принято постановление Совета министров СССР «О разукрупнении Казахской железной дороги». Были образованы Целинная, Алма-Атинская и Западно-Казахстанская железные дороги. Приближение руководства локомотивного хозяйства к локомотивным депо позволило лучше анализировать работу и разрешить имеющиеся на тот момент проблемы, наиболее эффективно направлять инвестиции. Поэтому уже к 1985 году локомотивное хозяйство в результате реконструкции и обновления превратилось в одно из самых мощных на сети дорог.
 Павлодарский индустриальный регион с многоотраслевым промышленным комплексом, современным машиностроением, огромным Экибастузским месторождением угля и энергетической базой напрямую зависит от слаженной работы локомотивного хозяйства. С энтузиазмом и упорством Владимир Викторович окунулся в работу сложного хозяйства. Работать приходилось в экстремальных условиях: летом – нещадный зной, зимой – пронизывающие ветры и мороз. Чтобы завоевать доверие и уважение коллектива, самому нужно было обладать и знаниями, и опытом. Владимир Шнейдмюллер не считался с личным временем. Бывало и такое, что недосыпал. Старания не остались незамеченными – в 1987 году его назначили заместителем начальника Павлодарского отделения Целинной железной дороги.
  С этого момента еще теснее стали отношения Владимира Викторовича с непосредственным руководителем – Саркыншаковым Аби Саркыншаковичем. Заслуженный железнодорожник Казахстана долгое время возглавлял Павлодарское отделение дороги и прекрасно помнит своего коллегу, тепло отзываясь о нем. «Владимир Викторович был главным инженером и начальником локомотивного депо Павлодар, руководил отделами – производственным и подвижного состава, почти десять лет работал первым заместителем начальника отделения дороги», – вспоминает ветеран железнодорожник Аби Саркыншакович.
  Надвигались 90-е. С распадом СССР были разорваны не только территориальные, но и все экономические связи. Железная дорога переживала непростые времена. Не было необходимых материалов, из-за этого постоянно срывалось выполнение капитального ремонта, графики движения поездов, зарплата выдавалась несвоевременно. Но железная дорога вышла из кризисных девяностых с минимальными потерями благодаря тому запасу прочности, которым обладала. В чем он заключался? Конечно же, в людях, многоопытных, высококлассных специалистах, таких, как Владимир Викторович Шнейдмюллер и его команда. Благодаря слаженной, профессиональной работе и удавалось перекрывать те кадровые бреши, которые неминуемо возникали в непростой период. С ними столкнулся и перешедший в Павлодарское отделение Котырев Куаныш Идрисович, которого ввел в курс дела и познакомил со своими коллегами и друзьями Владимир Викторович. По словам Куаныша Идрисовича ему сразу бросилось в глаза то, что и сам Владимир Шнейдмюллер и его отец чисто говорили на казахском языке, а в окружении преобладали друзья казахской национальности.
 «В 1996 году я рекомендовал его (В. Шнейдмюллера – авт.) на должность начальника отделения дороги, будучи абсолютно уверенным в том, что он справится со своими новыми обязанностями. Мое предложение одобрил хорошо знавший его деловые качества тогдашний аким области Д. К. Ахметов», – рассказывает об очередном назначении Аби Саркыншаков. При этом аксакал стальной магистрали Казахстана отмечает, что отличительными чертами Владимира Викторовича были и остаются собранность, высокая исполнительская дисциплина, порядочность, чуткое и внимательное отношение к людям. «В. В. Шнейдмюллер – отличный организатор производства (и семьянин, кстати, тоже), он всегда пользовался высоким авторитетом среди железнодорожников, был известным человеком в области и республике, на всех ответственных постах вносил большой вклад в развитие отрасли. Сейчас он занимается бизнесом, но всегда помнит о своем железнодорожном прошлом, о коллективе, где он получил путевку в большую жизнь», – резюмировал Саркыншаков.
 Однако руководить родным Павлодарским отделением дороги Владимиру Викторовичу пришлось недолго. Уже в 1997 году, когда в результате реструктуризации и реформы железнодорожной отрасли было создано РГП «Қазакстан темір жолы», а отделения дороги были упразднены, Владимир Шнейдмюллер приступает к решению задач на новом уровне. И здесь не обошлось без вмешательства заслуженных железнодорожников Павлодарского региона. Юрий Иванович Лавриненко возглавлял на тот момент Министерство транспорта и коммуникаций РК и к его профессиональному мнению прислушивались.
 «Я знаю Владимира Шнейдмюллера достаточно давно, еще с тех пор, когда он работал в Павлодарском локомотивном депо. На протяжении долгих лет работал в Павлодарском отделении, являясь правой рукой Аби Саркыншакова. В 1997 году я рекомендовал его на должность заместителя генерального директора ҚТЖ. Это было верным решением, потому что я искренне считаю Владимира Викторовича одним из самых талантливых главных инженеров в истории ҚТЖ. Это очень компетентный специалист, который имеет большой авторитет в железнодорожной сфере. Я и сейчас горжусь его успехами, ведь уже много лет он возглавляет технический блок крупнейшего железнодорожного предприятия России «Трансмашхолдинг». Думаю, достижение таких высот стало возможным во многом благодаря тому, что его становление как профессионала и руководителя произошло среди казахстанских железнодорожников», – так вспоминает нашего героя Юрий Иванович Лавриненко.
 В одной команде с незаурядным главным инженером ҚТЖ – Владимиром Шнейдмюллером работал Кадыл Сакенович Таласпеков, который с 1999 года занимал должность заместителя генерального директора железнодорожной компании и курировал службу перевозок и инфраструктуру. Не раз им приходилось совместно решать непростые производственные задачи. «С ним было очень комфортно работать. Это грамотный специалист, вдумчивый и рассудительный, с уважением относился к своим коллегам, которые в свою очередь также уважали его, считались с его профессиональным мнением. Хочу отметить, что если бы в период распада Советского Союза на железной дороге не работали такие люди, как он, дальнейшая судьба стальной магистрали была бы под большим вопросом», – такими словами вспоминает Кадыл Сакенович корифея железнодорожной отрасли Владимира Шнейдмюллера.
 За успехи и за безупречный, добросовестный труд на железнодорожном транспорте Владимир Викторович Шнейдмюллер неоднократно был награжден почетными грамотами, благодарностями и памятными подарками со стороны управления Павлодарского отделения дороги и руководства ҚТЖ. А с 2002 по 2003 год он работал первым вице-министром транспорта и коммуникаций Республики Казахстан. Секретом успеха на таком предприятии, как железная дорога, для Владимира Шнейдмюллера стали  сочетание дисциплины, деловитости и человеческой порядочности. На железной дороге работают люди особого склада ума и с особенным характером. Эту профессию надо любить и быть ей преданным до конца – иначе хорошим железнодорожником не стать.
 «Я убежден, что начальник должен начинать трудовую деятельность «от печки», чтобы потом грамотно общаться с подчиненными, понимая их психологию. Чтобы знать, как найти ключ к взаимопониманию с ними. Одних технических знаний для руководителя недостаточно», – делится секретом успеха сам Владимир Викторович. «У хорошего руководителя, у настоящего менеджера должны быть здоровые амбиции. Если у него нет стремления стать лучше других, нет духа участника состязаний, нет жажды одержать победу, значит, он не руководитель». Эта активная жизненная позиция нашего героя является добрым примером новому поколению железнодорожников!
 
 

 

Назад к списку статей