Конфликт экспортеров зерна, зернопереработчиков с железнодорожниками набирает обороты. Даже запущена петиция с требованием устранения накопившихся претензий, суть которых, помимо организационных вопросов, сводится к нехватке локомотивной тяги и наличию инфраструктурных ограничений.
Представители «КТЖ» не избегают диалога с грузоотправителями, признавая проблемы и пытаясь их устранять в пределах своих возможностей. Но надо понимать, что речь идёт о необходимости колоссальных инвестиций в жд отрасль, и без того закредитованную по итогам прежних управленческих программ. Даже при финансовой поддержке государства запланированная модернизация растянется на годы.
По сути, мы говорим о требовании срочных капиталоёмких преобразований в железнодорожном комплексе и, по привычке, о текущей работе железной дороги в режиме тушения пожара. Но и к сфере торговли зерном и продуктами его переработки, выдвигающей претензии, есть вопросы.
По данным Комитета государственных доходов за 2022 год, экспорт пшеницы значительно увеличился в количественном выражении (12%) по сравнению с предыдущим годом. Экспорт муки тоже вырос в сравнении с 2021 годом, но все равно этот показатель оставляет желать лучше. Всего мы вывезли в прошлом году 6 295 тыс. тонн пшеницы и лишь 1 902 тыс. тонн муки.
Самое интересное, что рост экспорта той же муки (пшеничной и пшенично-ржаной) в сравнении с 2021 годом наши ведомства выдают за невиданные достижения. Хотя если обратиться к показателям Бюро национальной статистики за более ранний период, то мы увидим обратную динамику. К примеру, в 2016 году экспорт муки составлял 2 394 277 тонн, то есть спустя восемь лет мы стали экспортировать почти на 500 тыс. тонн меньше…
При этом если мы в январе-ноябре 2021 года импортировали 1 102 571 тонну пшеницы и меслина, то за этот же период 2022 года – 1 467 792 тонн. То есть складывается парадоксальная ситуация: мы продаем зерно за рубеж, и в то же время закупаем его у других стран для производства муки.
Из-за сложившегося ценнового дисбаланса происходят перекосы и в закупе муки. В 2016 году мы импортировали 2 339 тонн, а в январе – ноябре 2022 года – сразу 24 630 тонн. То есть импорт муки за этот период увеличился сразу более чем в 10 раз!
К какому выводу мы приходим? Главным нашим экспортным товаром применительно к зерновым продуктам, несмотря на многолетние разговоры о необходимости развития перерабатывающих мощностей, остаётся само сырьё.
Наблюдается устойчивая тенденция к деградации структуры экспорта с негативным мультипликативным эффектом на смежные отрасли. Мы не создаем добавленную стоимость, не повышаем количество квалифицированных рабочих кадров, что ставит под угрозу продовольственную безопасность страны и перегружает транспортную систему несбалансированным товарными потоками.
Я уж не говорю о том, что для того, чтобы зерно попало на внутреннюю переработку в самой стране его надо везти через весь Казахстан. Тоже загружая сети.
Не стоит это воспринимать как укор зерновикам: тема развития рынка переработки зерна, продвижения экспорта достаточно обширна и требует комплексных государственных подходов с учетом протекции соседних стран, тарифной, пошлинной политик и мн.др. И в эту же единую картину должны встраиваться реальные возможности железной дороги с достижимыми и, безусловно, необходимыми корректировками в ее работе. И, кстати, я так и не поняла, что предложили в итоге сами зерновики, выслушав и выделив главную мысль – процесс обновления локомотивной тяги растянется на года.
ул. Д.Кунаева 6, оф. 310/5 | 8 (7172) 60-45-52 tek-astana@mail.ru |
пр. им. Н. Назарбаева, 127, офис 205 | +7 (727) 296-51-25 +7 (727) 296 -54-27 |
web@tlkmedia.kz buh@tlkmedia.kz |
Copyright 2021. Все права защищены | Разработка сайта SMM агентство 4like.kz