Железная дорога всегда играет ведущую роль в транспортной логистике в Казахстане. Однако накопившиеся проблемы транспортного обеспечения и предъявляемому грузопотоку, что приводит к снижению эффективности перевозочного процесса, негативно отражаются на деятельности всех участников рынка.
Об этом говорили эксперты в ходе прошедшего Круглого стола «Стратегическое партнерство грузовладельца и логистического оператора: проблемы и перспективы», который стал очередной площадкой для дискуссии экспертов, выделения проблем и определения возможных путей и перспектив их решения.
По словам председателя Совета директоров АО «НК «ҚТЖ», заместитель Председателя Президиума Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко, однимиз важных моментов для решения накопившихся вопросов является возрождение системной роли государственной холдинговой компании «Қазақстан темір жолы», работающей на повышение эффективности всего железнодорожного комплекса и отечественной экономики.
«В настоящее время наблюдаются определенные перекосы понимания этого у уполномоченных госорганов, в упорном превращении национальной компании на протяжении целого ряда лет в коммерческую компанию, нацеленную на получение прибыли. Этот перекос надо изменять. Также лоббирование под лозунгом расширения либерализации рынка, допуска к магистральной железнодорожной сети частных перевозчиков в ущерб интересам малого и среднего бизнеса, государства и населения. Есть перекосы в обеспечении технического и технологического обеспечения продвижения транзита, и снижения внимания к продвижению местного груза и обеспечение компаний импортными потребностями», ̶ сказал Ю.Лавриненко.
Развитие кадрового потенциала транспортного комплекса также стало одной из тем встречи. Большое значение, как известно, сегодня имеет внедрение многоуровневой программы обучения по вопросам комплексной транспортной логистике, в том числе подготовка специалистов для работы в промышленном транспорте.
В своем приветственном слове Президент-Ректор Академии логистики и транспорта Салтанат Амиргалиева остановилась на процессах происходящих в сфере транспортного образования, отметив, что стратегия, миссия и видение ВУЗа тесно перекликаются с перспективными направлениями транспортно-логистической отрасли, в частности с вопросами цифровизации транспорта, автоматизацией процессов в отрасли и роботизацией.
О ключевых аспектах, влияющих на качество транспортно-логистического обслуживания грузовладельцев на железнодорожном транспорте рассказал председатель Научно-экспертного совета Научно-исследовательского и проектного института транспорта и коммуникаций Эдуард Каплан.
В ходе своего выступления он презентовал план «Быстрых побед», позволяющий при наименьших затратах получить максимальный социально-экономический эффект.
«Проанализировав, мы пришли к выводу, что необходимо улучшать оборот вагонов, который во все времена считалась главным показателем эффективности работы железной дороги. Для решения этой проблемы как раз таки и нужно стратегическое партнерство грузовладельца и логистического оператора. Когда грузовладелец выбирает одного или нескольких логистических партнеров и с ним шлифует всю логистическую цепочку», ̶ подчеркивает Э.Каплан.
Улучшение оборачиваемости вагонного парка позволит, по его словам, снизить транспортные расходы грузовладельцев, улучить качество логистического обслуживания грузовладельца, увеличить доходность логистического оператора.
«Парадоксально, что эта вроде бы очевидная ситуация, на практике приводит к обратному эффекту. Грузовладельцу легче платить штрафы, чем обосновать перед акционерами инвестиции в развитие своей промышленной логистики. Оператор в свою очередь также не напрягается, потому что он все равно получает деньги за простой вагонов. Национальный перевозчик за последние годы констатирует резкое падение оборачиваемости вагонов и выработки в тоннаже на один вагон. Создается не очень хорошая ситуация: дефицит меняется профицитом вагонов. С ухудшением оборачиваемости вагонов их не хватает, сколько бы их не было на линии, их всегда не хватает, потому падает эффективность их использования», ̶ говорит представитель научного института.
О практических кейсах развития промышленной логистики говорил Президент Ассоциации «Партнерство по транспорту и логистике в Центральной Азии» Берик Булекбаев.
Так, по его словам общее количество подъездных путей в Казахстане на сегодня составляет 3468 км, развернутая длина всех подъездных путей ̶ 11474 км. Это достаточно большой рынок, с которым необходимо считаться.
ских кейсах, позволивших оптимизировать процессы на промышленном железнодорожном транспорте и повысить эффективность всего предприятия, не требующих при этом больших финансовых затрат.
Доктор технических наук, профессор Уральского Государственного университета путей сообщения Николай Тушин посвятил свой доклад вопросам расчёта экономического эффекта от реализации проектов развития железнодорожной инфраструктуры.
«При всей важности этапов оценки инвестиционных проектов, прогнозов потоков, экономических расчетов и оценки рисков, многие ошибки совершаются на этапе проектирования технологических или операционных моделей», ̶ считает Н.Тушин.
По его словам, зачастую проблемы кроются в выбора технологии и решении, которые бывают основаны на интуиции руководящих работников, либо на действующей инструкции станций и узлов.
«Дело в том что существующая инструкция теоретически безграмотна, а практически даже вредна и опасна. Она основана на многих теоретически ошибочных, хотя внешне правдоподобных решениях. Например, при расчете пропускной способности какого-либо транспортного объекта не учитывается его взаимодействие с другими транспортными объектами. Тогда как нужно работать совместно», ̶ считает Н.Тушин, отметив, что для нейтрализации таких эффектов на практике и применяется активное диспетчерское и логистическое управление.
По словам Исполнительного директора по организации доступа на МЖС филиала НК «ҚТЖ» - «Дирекция магистральной сети» Ерболата Назарбекова, любая проблема в логистической схеме зависит от технического состояния и пропускной способности магистральной железнодорожной сети.
«В рамках взаимодействия станций примыкания с промышленными путями многое зависит от планирования самими промышленными предприятиями тех объемов, которые реально может пропустить сегодня магистральная сеть. Фактор неравномерной погрузки, не соответствующей выгрузке, массовой загрузки в одном квартале выше норм и многие другие проблемы решаются точечным планированием с учетом интересов предприятий промышленности и самой железной дороги», ̶ отметил спикер.
О положительном опыте развития промышленной логистики, а также о проблемах и перспективах развития подъездных путей выступили представители промышленно-транспортного сектора эксперт-консультант в области транспорта и логистики Ермек Темирбаев, Начальник управления по стратегическому, инвестиционному планированию и СМК «ТрансКом» Андрей Мелихов, Генеральный директор IFC COLOS Айдар Закарин, исполнительный директор ТОО «Казфосфат» Нурлан Игембаев, директор ППЖТ «Azurite railway solutions»Мурат Шарубеков.
В завершении Круглого стола, спонсором которого выступили Научно-исследовательский институт транспорта и коммуникаций, Академия логистики и транспорта, транспортно-логистические компании «IFС Colos», «Транссистема», участники встречи отметили высокую актуальность обсуждаемых тем, выступили с рядом конструктивных предложений в целях дальнейшего налаживания сотрудничества.
ул. Д.Кунаева 6, оф. 310/5 | 8 (7172) 60-45-52 tek-astana@mail.ru |
пр. им. Н. Назарбаева, 127, офис 205 | +7 (727) 296-51-25 +7 (727) 296 -54-27 |
web@tlkmedia.kz buh@tlkmedia.kz |
Copyright 2021. Все права защищены | Разработка сайта SMM агентство 4like.kz