Тема развития транспортной инфраструктуры стала одной из центральных в ходе выступления президента Казахстана Касым-Жомарта Токаева на республиканском общественном предвыборном штабе.
Снова прозвучал тезис об увеличении значимости Транскаспийского международного транспортного маршрута:
«Мы сделаем Транскаспийский международный транспортный маршрут основным связующим звеном, который будет способствовать более полной реализации наших транзитных и экспортных возможностей. Мы усилим морские порты и флот, создадим на Каспийском море контейнерный хаб», - отметил глава государства.
Из новых программных заявлений - озвученные планы запуска сети приграничных торгово-экономических центров с Россией, Китаем, странами Центральной Азией, а также ремонт 11 тыс. километров железных дорог.
В целом трудно не заметить повышенное внимание к транспортной повестки со стороны казахстанского лидера и в ходе недавних знаковых встреч международного уровня.
Так, на совещании с членами Совета глав правительств СНГ он снова говорил о перспективности Транскаспийского международного транспортного маршрута, открывающего новые возможности для рынков Евразии.
«Эта тема становится все более актуальной, полагаю, государства члены СНГ совместно будут работать для развития имеющегося потенциала, в частности, развивая торговлю по направлению «Север–Юг» с выходом на Иран, Персидский залив и Индию», – подчеркнул президент.
Кроме того, и на встрече президента Европейского Совета Ш.Мишелем с лидерами Центральной Азии обсуждалось сотрудничество между сторонами по гармонизации транспортных маршрутов ЦА и ЕС, в том числе с Трансъевропейской транспортной сетью (TEN-T).
При этом очевидно, что повышение политико-экономической роли транспорта Казахстана с учетом озвученных масштабных инфраструктурных планов потребует серьезных инвестиций. Так за чей счёт мы планируем новый «транспортный банкет»?
Эту тему мы подробно обсуждали в ходе экспертного подкаста «Магистраль-live» с Председателем Совета директоров АО «НК «КТЖ» Юрием Лавриненко. Вот, например, одна из показательных цитат для иллюстрации сложившейся ситуации:
«Мы обеспечиваем перевозку грузов из России на Китай всего на уровне 10%. Аналогичная ситуация с белорусскими грузами - примерно в 10 раз, то есть если они хотели бы провезти 600 поездов, мы пропускам лишь 60. Мы сдерживаем этот грузопоток, для того, чтобы проходил наш поток, чтобы мы решили свои проблемы. Но в то же время - это же все деньги, это возможности. Нужны дополнительные мощности для пропуска этого грузопотока».
Он убеждён, что КТЖ как главный железнодорожный монополист в нынешнем финансово-организационном положении не осилит столь затратные, но необходимые проекты.
Нужна детальная проработка вопроса Правительством с пониманием, какую часть возможно профинансировать с помощью ожидаемого роста грузовых тарифов, какую - за счёт прямых вливаний средств при строгом контроле государства и общества.
Нужно признать, что бизнес-модель нацкомпании, где главным является получение прибыли - ошибочна в своей сути. При озвученной трансформации КТЖ важно выработать чёткие мотивационные инструменты как для решения стратегических государственных задач, так и для повышения эффективности использования вагонного парка, снижения транспортных издержек и других качественных показателей развития отрасли при соблюдении прав частного транспортного рынка и грузоотправителей. Призываю созданную для этой цели профильную рабочую группу к большей открытости при обсуждении столь важных для всей экономики вопросов на независимой площадке экспертного формата «Магистраль».
ул. Д.Кунаева 6, оф. 310/5 | 8 (7172) 60-45-52 tek-astana@mail.ru |
пр. им. Н. Назарбаева, 127, офис 205 | +7 (727) 296-51-25 +7 (727) 296 -54-27 |
web@tlkmedia.kz buh@tlkmedia.kz |
Copyright 2021. Все права защищены | Разработка сайта SMM агентство 4like.kz